на главную  Йога Встреча Йога в России в XXI веке     

  Статьи

ВОЛШЕБНАЯ ЛАМПА КУНДАЛИНИ:
психоаналитическое исследование хатха-йоги в России


Хандогин В.
Новосибирск 2003 г.

Фрагменты дипломной работы
выпускника Сибирского института психоанализа

Основным классическим источником, систематизирующим все базовые принципы йоги, считаются «Йога-сутры» Патанджали (2 в. до н.э.). Он сформулировал концепцию в виде восьми ступеней. Теперь она обычно называется аштанга-йогой Патанджали (ашта – восемь, анга - часть). Любую конкретную йогу, как путь самоисследования и самоизменения, часто соотносят с аштанга-йогой. Разных йог очень много. Н.К.Рерих говорил, что существует 1000 йог. Ю.Л. Каптен (1991) перечислил 29 из них: карма-йога, крийя-йога, кунта-йога, кундалини-йога, мантра-йога, янтра-йога, хатха-йога, раджа-йога и так далее еще 20 названий.
«Йога-сутры» Патанджали содержат 196 высказываний, раскрывающих современное автору понимание йоги. Хотя некоторые исследователи, например, Сьоман Н.Е. (1999), считает эту традицию мертвой, тем не менее, до сих пор определение йоги по Патанджали принимается большинством авторов как отправная точка и конечный пункт правильного понимания предмета.
Определение йоги дается во второй сутре первой главы и состоит из четырех слов, которые в русской транскрипции звучат, примерно, так:

йогаш читта – вритти – ниродхах.

Академические переводы сутры известны. Для нашей темы важно отметить, что в них не используется понятие контроля:
Йога есть прекращение деятельности сознания
Классическая йога (1992)

Йога есть удержание материи мысли от завихрений.
Смирнов Б.Л. (1994)

Однако формулировки Патанджали записаны на санскрите, что открывает перед переводчиками широкие возможности для творческого самовыражения своих бессознательных интенций.
В неакадемических, но более распространенных вариантах перевода внимание акцентируется на слове контроль. При этом смысловые содержания переводов могут качественно отличаться друг от друга, до полной противоположности. Они наглядно демонстрируют как состояние умов, так и внутренние интенции и авторов современных текстов, и их (по)читателей. Несколько примеров.

Йога есть устранение неконтролируемых блужданий сознания
И.Журавлев, А.Воробьев. (2003)

Йога есть устранение неконтролируемых флуктуаций состояния сознания.
А.Сидерский (2003)
Йога высшего уровня есть контроль над формированием мыслей разумом.
Ар. Сантэм. (2000)

Контроль, контроль, контроль…
Важно отметить, что определение Патанджали не единственное классическое определение йоги. Более древние тексты «Бхагавадгиты», входящие в состав эпоса «Махабхарата» (I тысячелетие до н.э.), утверждают, что «йога есть равновесие и искусство в действиях» (Смирнов Б.Л. 1994) . Это полярное Патанджали понимание йоги акцентуирует дополняющие друг друга качества творческой дееспособности и неискаженного видения цели. В нем нет места ни для всемогущего контроля, ни для веры в чудо, и оно не популярно среди последователей новой хатха-йоги. На мой взгляд, непопулярность определения «Бхагавадгиты» связано именно с отсутствием в нем базы для проявления всемогущего контроля.


В последние 10 –15 лет йога получила широкое распространение в России. Современная популярность индийских учений значительно превосходит интерес к ним в начале XX века или в 60 годах. Развиваются новые концепции, методики, подходы и не только в Индии, даже не столько в Индии. Начали проводится мировые чемпионаты по йоге, на которых индийские мастера не всегда впереди. Современная йога многим отличается от своих классических индийских и, как правило, мертвых традиций. Ее точнее назвать новой йогой.
Фатальная невозможность преемственной традиции в новой российской хатха-йоге исключает таинство непосредственной передачи знаний от учителя ученику. У нас есть только один путь – раскрытие собственного потенциала внутреннего творчества и его реализация. И здесь важно постоянно сверять карты разных странствий по волнам хатха-йоги наших современников, не стремясь оценивать временные преимущества и кажущиеся недостатки их авторов. В конце концов, подобные оценки имеют отношение к детской возне за место у окна, а не к ответственному выбору своего неповторимого пути. А это две совсем разные истории, совсем о разном. И тогда поиски обретут смысл и внутреннее единство.
Можно выделить по крайней мере три уровня мотивации занятиями йогой. Поверхностный анализ, затрагивающий только позиционируемый образ хатха-йоги, показывает, что специфическая привлекательность йогических техник связывается с двумя факторами которые охотно эксплуатируются рекламой. С одной стороны, это все еще сохранившаяся и несомненная направленность наших современников на духовное развитие, которую не могут ассимилировать институты традиционных церквей всех конфессий. С другой стороны, новейшая и уже разветвленная pop-эзотерическая мифология йоги, зародившаяся еще в советские времена, имплантировала в общественное сознание соблазнительную идею о чудодейственности, предсказуемости и доступности ее духовных плодов. Многими они воспринимаются как обязательный приз за само решение позаниматься йогой. Глубокий анализ обеих этих тем затронет чувствительные и даже болезненные струны современного варианта нашего национального характера и еще впереди. Однако в конечном итоге он столь же неизбежен, сколь и неприятен, если мы хотим, чтобы за пиком интереса к йоге не последовали разочарование и циничное отрицание этого великого искусства. Без него наша жизнь не станет ярче, а с ним не будет проще. Ведь оно не отвечает за наше отношение к нему.
По моим наблюдениям, общая наиболее глубокая и, как правило, неосознаваемая мотивация занятий йогой носит экзистенциальный характер и связана с восстановлением внутреннего контакта, а точнее – центрированием, со своей истинной космической сущностью, утраченного в повседневной жизни, то есть – с восстановлением ощущения наиболее тонких структур self-объекта, с реанимацией чувства «я- это я». Конечно, в процессе решения этой задачи каждый ведет себя по-своему, в соответствии со своим характером и заявляет какие-то свои осознаваемые мотивации. Но глубинная мотивация все-таки общая у большинства людей, практикующих хатха-йогу.
Типичной является ситуация, когда открыто заявляется проблема здоровья. Человек начинает заниматься в группе , чувствует положительный эффект и признает его, хотя реально его заявленная проблема не решается, а иногда даже и обостряется. Конечно, общее самочувствие улучшается из-за интенсивной двигательной активности, но все-таки основной эффект состоит в преодолении или ослаблении экзистенциального напряжения или кризиса. Заметим, что главная задача классического йогического тренинга также состояла именно в том, чтобы помочь людям вернуться к чувству «я – это я» и , если удастся, расширить его телесную и психическую базу. Попутно анонсировалось достижение терапевтического эффекта, который связывался с расширением этой базы, как и то, что обратные эффекты объяснялись ее сужением. Вызывает восхищение Фрейдовская формула: «где было id, там станет Я», которая полностью воспроизводит, в частности, критерий корректного йогического тренинга.
Можно предположить, что рост популярности йоги среди всех слоев населения является ответом на успешное внедрение государством манипулятивных PR-методов. По сути такие методы воспроизводят в социальном масштабе механизмы проективной идентификации, когда человеку приписывается определенная роль и его заставляют ее играть. Не все из нас согласны играть роли, которые навязывает нам государство и его чиновники, но в стабильном и успешном обществе каждый должен найти себе комфортную нишу, сохраняющую или восстанавливающую его личное достоинство. Для некоторых такой нишей оказываются телесные практики хатха-йоги.


Йога-спорт.

Сложившаяся в современном обществе ситуация с йогой представляется благоприятной в отношении выбора направлений дальнейшего развития этого искусства не на Востоке. А таких направлений появилось уже очень много, и имеют они самые разные тенденции. В наиболее распространенном варианте, ориентированном на рекламный миф о йоге, последняя трансформируется в йога-спорт, который становится эффективным психотренингом по бездуховности. На первый план выдвигается принцип самосовершенствования, синтонный убежденности в том, что изменяя себя, можно изменить и ситуацию вокруг себя. Этот принцип лежит в основе некоторых вариантов развития психопатологии йоги. Однако сама проблема психопатологии йоги никем не замечается, кроме узких специалистов по клинической психиатрии, и полностью вытеснена из общественного сознания. Ситуация ненормальная и даже угрожающая.
На здоровом конце спектра отдаленных последствий принципа самосовершенствования лежат сценарии, поддержанные достаточной способностью к адаптации, которая, по моим наблюдениям, относительно редко встречается среди участников йогических групп. На другом более представленном конце находятся депрессивные сценарии, в которых считается, что внешняя ситуация зависит от внутренних качеств субъекта гораздо сильнее, чем это есть в действительности. В них уже не остается места для поиска Вечных Истин или даже новых идей, так все внутреннее пространство человека уже занято интроектами новой мифологии йоги, которые скрывают за собой вполне проявленные и традиционные психологические проблеммы.
Даже этот беглый анализ дает основание утверждать , что трансформация йоги в йога-спорт превратит ее в еще одну иллюстрацию принципа нирваны по З. Фрейду (Мак Дугалл 1999). Имея в своем распоряжении мощные техники, затрагивающие самые глубокие психоэнергетические структуры человека, последователи йога-спорта быстро и эффективно научатся обходить (отрицать) неприятные или болезненные состояния с актуальными внутренними конфликтами. Безразличие, нечувствительность и высокомерие неотвратимо вытесняют любые другие человеческие взаимоотношения, пусть даже и невротические. Именно этот вариант оказывается наиболее востребованным и наиболее представленным как на Западе, так и в России. Но нельзя судить о хатха-йоге по йога-спорту. Отличия их направленностей возникает из разного отношения тренеров к современной глубинной психологии. Йога-спорт появляется тогда, когда тренеры игнорируют психологические концепции, считая их вторичными. И тогда им приходится изобретать суррогаты или мистифицировать свою роль. Позиция удобна для нарциссического самоподтверждения имиджа «Гуру» за счет группы, но не имеет ничего общего с целями хатха-йоги.
Ловушки йога-спорта будут еще затронуты далее после введения блочной структуры телесного ego по В.Райху и базовых принципов йогического психотренинга.

Йога и хатха-йога.

Основным классическим источником, систематизирующим базовые принципы йоги, считаются «Йога-сутры» Патанджали (2 в. до н.э.). Он сформулировал концепцию в виде восьми ступеней. Теперь она обычно называется аштанга-йога Патанджали (ашта – восемь, анга - часть) и включает следующую иерархию ступеней.

Яма (этические дисциплины):

  • ахимса (ненасилие),
  • сатья (правдивость),
  • астейя (неворовство),
  • брахмачарья (воздержание),
  • апариграха (нежелание чужого).

Нияма (правила индивидуального поведения):

  • шауча (чистота),
  • сантоша (удовлетворенность),
  • тапас (рвение или аскетизм),
  • свадхьяя (изучение «я»),
  • Ишвара пратнихана (поклонение Единому).

Асана (поза).
Пранаяма (ритмический контроль дыхания).
Пратьяхара (отвлечение и освобождение ума от власти чувств и внешних объектов).
Дхарана (концентрация).
Дхьяна (медитация)
Самадхи (состояние сверхсознания).


Основным классическим текстом по хатха-йоге считается «Хатха-йога Прадипика» Сватмарамы. По одним источникам, в основном, индийским, он был написан между VI и XVI в. н.э. По другим, западным сведениям - от XV до XVII в.н.э.
Согласно легенде Сватмарама учился йоге у Сиддха Горакханата (Повелитель коров), который получил ее от Сиддха Матсьендраната (Повелитель Рыб), которого посвятил сам Шива (см. рис. 1.1 – 1.4). Это линия натхов.
Считается, что традиция, к которой принадлежал Сватмарама, также была прервана и не сохранилась до настоящего времени (Сьоман Н.Е., 1999), как и традиция Патанджали.
Самые популярные современные направления хатха-йоги восходят к имени Тирумалайи Кришнамачарьи (1888 - 1989) из Майсура в Южной Индии и были разработаны его учениками:
Вини-Йога-сыном Кришнамачарьи Т.К.В. Дешикачаром (род 1938 г.),
Аштанга-Виньяса-Йога Шри К. Паттабхи Джойсом (род. 1915 г.),
Айенгар-Йога – Б.К.С. Айенгаром (род. 1916 г.).
Наиболее популярные в России украинские стили также ассоциируют себя со школой Т. Кришнамачарьи: Йога-Дхара-Садхана или стиль А.В. Сидерского (род. 1961); Универсальная йога А.В. Лаппы (род. 1962).
В России почти не представлены такие стили как Бикрам-йога, Крипалу-йога, Шивананда-йога, Трайя-йога Кали Рэй, хотя эти стили достаточно эффективны.
Говорят, что в США популярна Power-Yoga, местная адаптация Аштанга-Виньяса-Йоги Паттабхи Джойса.
Известны и более примитивные стили: сахаджа-йога, калланетика, стретчинг, пилатес, фитнес-йога и т.д, которые ассоциируются с йогой только названиями своих техник.
Таким образом, новая йога имеет очень широкий спектр методических воплощений и развитий.

Хатха-йога: парадоксы теории.

Начнем с описания наиболее яркого парадокса в объяснительных моделях индийской хатха-йоги. Он касается трактовки первого слова в этом словосочетании. Считается, что понятие «хатха» состоит из двух частей: «ха» и «тха», обозначающих соответственно горячий солнечный и холодный лунный потоки жизненной энергии и сознания. Эти слоги больше, чем просто название. Они представляют собой биджа-мантры (переводится как семя-звук) указанных потоков, то есть вокальные формы их самовыражения, подобно тому, как гром является звуковым самовыражением молнии.
Равновесие ха- и тха-потоков считается искомым, так как обеспечивает достижение высшего состояния хатха-йоги: понимания и принятия двойственной природы мира.
Описанные терминологические рамки приняты многими известными и влиятельными авторами. Среди них Б.К.С. Айенгар(1993), С.Есудиан(1999), А.В.Лаппа(1999) и др. Однако существует и противоположная позиция, по которой ха- лунный, а тха – солнечный потоки. И эта трактовка восходит к другим столь же авторитетным и влиятельным учителям йогического искусства на Востоке и Западе. Об этом говорят, например, Т.К.В.Десикачар (Дешикачар), Андре ван Лисбет (2000) и др.
Как понимать альтернативную противоположность в трактовке базового понятия хатха-йоги? На мой взгляд заслуживают внимания следующие три гипотезы.
1.Банальные ошибки, например, небрежности авторов, погрешности переводов. Однако регулярная повторяемость обоих вариантов в разных источниках делает эту гипотезу наименее вероятной в сравнении с двумя другими.
2.Часть базовых сведений утрачена. И это та часть метайогических моделей, которая прежде была общим источником, питавшим разные школы и стили.
Сюда же примыкают предположения о возможных клановых секретах. Но, в конечном итоге, для нас не важна причина, по которой часть базовых сведений недоступна, важен сам факт их недоступности или утраты.
3.Модели хатха-йоги содержат избыточную информацию, которая вносит бессодержательный контекст в базовый технологический алгоритм. Ситуация здесь может оказаться примерно такой же, как если бы мы серьезно считались с тем, что полеты Бабы Яги Костяной Ноги влияют на расписание движения самолетов. Возникает естественный вопрос: как отделить необходимую информацию от избыточной и вообще, возможно ли это? Да, и надо ли?
Наконец, следует подчеркнуть, что противоречивость в самоназвании техник хатха-йоги не является исключительной для текстов и учебников разных школ. Существенные качественные разногласия возникают при описании, например, функций и расположения каналов, чакр, кундалини-шакти и технических действий.
Таким образом, детальный анализ метайогических моделей, техник и отдаленных последствий оказывается просто неизбежным, если допустить, что хатха-йога обладает не только физкультурным потенциалом и попытаться реализовать этот потенциал обоснованным и безопасным способом. Однако в этой области актуальных вопросов пока значительно больше, чем ответов на них.

1.1. Характер йога.
Существующий формат взаимоотношений среди последователей йоги не допускает аналитических экскурсов и тем более аналитических сессий. По этой причине рассмотрим ситуацию до некоторой степени гипотетическую.
В книгах по темам йоги часто встречается типичное изображение йога в позе лотоса. Оно используется для иллюстрации расположения каналов и чакр в теле человека. Однако для декларируемой цели (иллюстрация канальной анатомии) поза выбрана неудачно: затемняются важные и энергоемкие паховые области, каналы локализованы по позвоночнику, а фигура развернута лицом к зрителю и т.д. При этом уточняющие рисунки в других проекциях не приводятся. Таким образом, естественно предположить, что кроме явно позиционированной цели авторы и читатели руководствуются еще и некоторыми бессознательными стремлениями идентификации с портретом реализованного йога.
Отнесемся к этому изображению как к проективному тесту «Рисунок человека» и попытаемся на его примере осознать, какие черты личности йога привлекательны для современных практиков.
В первую очередь отметим, что в современных текстах женские фигуры никогда не встречаются в аналогичном контексте. Таким образом, второй рисунок – женская фигура – отсутствует. Это однозначно свидетельствует, что основные проблемы лежат в отношениях с женщинами вне зависимости от конкретного пола клиента. Для определенности предположим, что наш клиент - мужчина. Он испытывает сильный страх перед женщинами, демонизирует их образы и компенсирует это демонстративно пренебрежительным и унижающим их поведением. Не лучшая сторона брахмачарьи (целибата).
Бесспорным положительным качеством изображения является сбалансированность левой и правой частей рисунка, которая отражает гармоничный баланс между логикой и чувствами. Такие признаки, как пышная шевелюра, мощное тело, прорисованные ногти на ногах и все дополнительные детали свидетельствуют о большом запасе жизненных сил и высокой степени энергетизации тела.
Непропорционально тяжелый верх изображения по сравнению с относительно голым низом свидетельствует о преимущественной энергетизации верха: перед нами романтик, который будет предпочитать фантазии, а не действия, особенно сексуальные. Однако в интеллектуальных усилиях с ним будет трудно соревноваться.
Тонкие черты лица отражают глубокое понимание себя и умение, но не желание понимать других. Детально прорисованные уши свидетельствуют о зависимости от мнения других и о болезненно остром реагировании на критику и необоснованную, и обоснованную.
Сведенные внутрь глаза устремлены на собственную персону и не интересуются окружающим миром. Его больше интересует он сам, чем окружающие его люди. Можно предположить, что перед нами человек с довербальными нарушениями, которые он пытается компенсировать в йоге. Сказанное может быть суммировано в предположении о том, что характер изображенной личности ближе всего к шизоидным, социопатическим или нарцистическим типам по Н.Мак-Вильямс.
Наиболее сильное впечатление производят две особенности рисунка. Первая из них – отсутствие кистей рук, которое символизирует отсутствие потребностей и актуальный отказ от глубокого общения, прикосновения к другим людям, существам, внешнему миру. Это также подтверждает сделанное предположение.
Вторая особенность состоит в полном отсутствии на рисунке гениталий, хотя поза исключает возможность их сокрытия другими частями тела.
Отсутствие важных частей тела (руки и гениталии) связано с тем, что в личности нет важных частей. Здесь можно говорить не только о довербальных нарушениях, но и об основной недостаточности, а также и о том, что йога может оказаться или показаться, одним из методов компенсации этих проблем, то есть наиболее привлекательным способом самореализации фантазий грандиозности.
Однако гениталии представлены на рисунке в виде сверхчеловеческого фаллоса, хотя и в символической форме. Это дает основания предполагать о фантазии грандиозного «Я» о собственной сверхсексуальности, при полном отсутствии ее реального подтверждения.
Таков образ, притягивающий многих последователей йоги в современном обществе: энергичный, умный, самодовольный романтик с огромными претензиями к миру, уклоняющийся от решения актуальных проблем в йогических практиках и предпочитающий использовать других людей, а не общаться с ними, как и должно быть в соответствии с мифом о волшебной лампе Кундалини.

Йога и касты.

Йога и кастовая система представляю собой два удивительных изобретения индийской культуры. Не раз уже отмечалось, что распад самой индийской культуры загадочно синхроничен распаду кастовой структуры общества (см. А.Бэшем, Чудо, которым была Индия. – М., Изд-во «Восточная литература» РАН, 2000). На мой взгляд, йога и касты оказываются дополнительными понятиями для индийского мироощущения. По этой причине они неизбежно присутствуют и в любых наших заимствованиях из индийской культуры. Например, оборотной стороной российской йоги оказывается ее кастовая структура, которая, в частности, проясняет непримиримую борьбу разных школ… Хотя для объединения реальных предпосылок гораздо больше, чем для борьбы.
Какова же кастовая иерархия российской йоги?
4.Брама – йога. Из соблюдения исторической справедливости следует обратить внимание на то, что каст очень много, тысячи. Но все они объединены в несколько крупных групп, которые называются варнами. Сегодня кастами называют то, что раньше называлось варнами.
Брамины или брахманы – это варна священников, которым предназначено читать Веды (священные тексты), писать Шастры (комментарии к Ведам, наставления и другие авторитетные тексты) и трактовать Дхарму (доля, предназначение, миссия). Из современников к ним относятся такие Учителя, как Шри Кришнамачарья, Паттабхи Джойс, Б.К.С. Айенгар, которые своей мудростью подтвердили свое высокое происхождение.
В российской публичной йогической тусовке брамины и брама–йога не представлены, насколько мне известно. Но это не значит, что их совсем нет. Они отмалчиваются, так как знают, что если высунуться, то до самой смерти будут ходить здесь в париях (изгои, ниже неприкасаемых, преступники; наиболее известными изгоями являются цыгане). Как оно и всегда было на Руси.
Брамины не используют никакой стратегии целеустремленности. Она им не нужна. Они служат проводниками для Высшего присутствия в нашем мире. В жизни совершенно невыносимы для окружающих (подробнее см. Гугенбюль – Крейг А. Наивные старцы. Анализ современных мифов. – СПБ.: Б.К.С., 1997).
5. Кшатрий – йога. Кшатрии – варна воинов. Наиболее известными кшатриями остаются Гаутама Будда и Махавира, основатель джайнизма, одной из 4 современных религий Индии.
В отечественной русскоязычной йоге мне известен только один кшатрий. Его техники представляются многим самыми глубокими среди других разработок.
Кшатрии всегда в жизни ведут борьбу за существование и пользуются любыми стратегиями для достижения своей цели. Они предпочитают активность в одиночестве, не очень стремясь вступать в межличностные отношения, хотя контактов с другими может быть много, редко выражают внешне сильные эмоции (радость , злость), индифферентны к внешним оценкам их деятельности и критике, ценят и защищают свою внутреннюю жизнь, способны на очень тонкие чувства и сверхчувственное восприятие. Ореол таинственности, неизбежно сопровождающий кшатрия, часто окружается слухами, сплетнями, доносами и другими проекциями личных страхов его знакомых и коллег (Короленко, Дмитриева 2003, с 356-357).
Удачливые кшатрии телесно выглядят очень гармонично, грациозно и красиво. Неудачливые, наоборот, - совершенно дисгармонично из – за глубокой внутренней некоординированности движений.
Вайшья – йога. Вайшьи (вайшии) – варна купцов, торговцев, ремесленников, ростовщиков и, вообще деловых людей. Вайшьей был Вималананда, горой книг Р. Свободы.
К сожалению, в нашей реальности вайшьи и вайшья – йога столь же редки, как и кшатрии. Мало тех, кто смог организовать масштабное коммерчески прибыльное йогическое предприятие. В основном, - только претензии и мыльные пузыри.
В жизни вайшьи решают проблему автономии и предпочитают активную стратегию целеустремленности. Они открыты и демократичны в лучших смыслах этих качеств. По этим причинам они могут попадать в трудные положения, когда их противники или коллеги пользуются другими стратегиями достижения цели.
Целеустремленность вайшьи обычно проявляется в сочетании с серьезностью, обязательностью, упрямством, пунктуальностью, чистоплотностью или демонстративной неопрятностью. Такие люди часто ведут себя подчеркнуто независимо, склонны к морализаторству, рационализму, обладают высокой степенью энергетичности, поддерживающей их часто продуктивную трудоспособность. Они имеют или считают, что имеют, некий скрытый внутренний дефект, который побуждает их к специфической активности, отражающей их внутреннюю борьбу с ним. Часто эта борьба имеет оттенок самонаказания и рельефно проявляется в процессе реального телесного тренинга (Короленко, Дмитриева, 2003, с 412-419).
Конституционально такие люди наделены ригидной спиной, жестким позвоночником и мощной мускулатурой. Как правило, в общие группы хатха – йоги приходят социально – успешные представители этой группы людей, которые осознали недостатки жизни с жесткой спиной и хотят найти недостающую гибкость тела с присущей им целеустремленностью. Их девиз может звучать, примерно так: «Я добьюсь гибкости тела во что бы то ни стало, и несмотря на……» и далее стоит название конкретной жертвы, которая и будет определять возможные масштабы и локализацию разрушений или потерь, если их вовремя не остановить. Первым пострадают поясница и шея, так как целеустремленность игнорирует чувства, без которых невозможно осознание своих действий и их последствий. Конечно, у всех нас характеры разные, а позвоночники одинаковые, с одинаковыми для всех слабыми местами. Но пытаться устранять индивидуальные проблемы по единому для всех рецепту – это, примерно, так же, как лечить близорукость и дальнозоркость одними очками, розовыми очками.
Пунктуальная вербализация чувств, исследование и реконструкция психических смыслов банальных на первый взгляд мышечных блоков поясницы и шеи открывает совсем не банальные ресурсы для обретения здоровой гибкости тела. Ее невозможно добиться на пути целеустремленности, телесным воплощением которой оказывается жесткий позвоночник и мощная мускулатура. Гибкая спина телесно отражает дополнительные к целеустремленности качества, основанные на алогичной и нерациональной интуитивности, загадочной внутренней грации движений и действий, умения отдаться потоку жизни, доверяясь другим людям, а не капитулируя перед ними, плыть по течению, на заботясь о последствиях, быть здесь и сейчас.
Внутреннее и потому бессознательное отношение к паре гибкость – жесткость как к противоположностям, из которых одна более ценная, чем другая, - яркий пример ложных и потому опасных представлений. Невозможно найти рецепт для избавления от жесткой спины в рамках психических позиций целеустремленности. Но вполне реально открыть в себе новые измерения своей личности, позиции которых органично выразит грациозная гибкость. Очень важно понять и принять, что жесткость и гибкость не являются противоположностями в нашем теле. Это две равноправные ценности, одинаково важные и дополняющие друг друга в естественной гармонии тела и жизни.
Такова реальная цена путаницы противоположностей и дополнительностей в характере вайшьи.
Шудра – йога. Шудры – это варна ремесленников, крестьян , неприкасаемых. Говорят, что в Индии некоторые цари были шудрами по происхождению (Бэшем, 2000).
Млеччхи - это название самой низшей касты неприкасаемых шудр, к которой относят всех иностранцев.
Кхара - осел, а так же обращение к некоторым млеччхам из иностранцев.
Не стоит обольщаться и забывать, что вся наша йога, особенно в вариантах ортодоксального переноса, с позиции индуса – это млеччха – йога в лучшем случае и кхара – йога – в остальных случаях. И не удивительно, что все удачные неиндийские мастера в свое время нашли свой путь и, так или иначе, дистанцировались от индийской традиции.
С прискорбием приходится признать правоту индусов, так как большинство нашей йоги – это действительно шудра – йога и нередко – во втором варианте.
Шудры выглядят энергично, сексуально привлекательны, фанатично следуют к выбранным целям. Но, к сожалению, список их отрицательных свойств намного длиннее. Они захвачены чувством грандиозности своего «я» и фантазиями неограниченного успеха, верят в собственную избранность и требуют от других восхищения. Они полностью лишены чувства эмпатии и им неведомо сострадание. Зависть к достижениям других сочетается с вызывающим и даже наглым поведением. Они неблагодарны и никогда не раскаиваются в содеянном. Их личность пронизывает только чувство стыда и никогда не испытывает вины. Часто их поведение самодеструктивно, они легко становятся генераторами фанатичных идей и оказываются во главе религиозных сект. Из-за высокой степени активности по поддержанию своего имиджа они могут производить впечатление харизматических лидеров (Короленко, Дмитриева, 2003, с 376-411).
Шудры предпочитают пользоваться ложными или лживыми стратегиями целеустремленности, но не сознательно. Из всех человеческих взаимоотношений им доступна только манипуляция. По жизни шудрам суждено решать экзистенциальную проблему: казаться или быть. Как правило, они делают выбор в пользу имиджа и предпочитают казаться, а не быть. Шудра, отказавшийся от своего имиджа в пользу бытийности, - уже не шудра. Классический вариант такой метаморфозы показал Ф.М.Достоевский: «Кто я? Тварь дрожащая или право имею?» Р.Раскольников начинал с этого вопроса…
Часто шудры любят говорить, или точнее, резать правду–матку. Но это всегда происходит за глаза и никогда – в глаза. При ближайшем рассмотрении оказывается, что они не то чтобы режут, а аккуратно нарезают правду в строгом соответствии с пользой для своего имиджа. Из них выходят лучшие авторы желтой прессы.
При встрече с таким человеком сначала думаешь, что перед тобой настоящий вулкан, но потом понимаешь, что это всего лишь картина. А его харизма – это всего лишь кхаризма.
Конституционально такие люди отличаются диспропорциональностью в развитии нижней и верхней частей тела. Развитый, или, как говорят, проработанный низ (поясница, живот, таз, ноги) контрастирует с недоразвитой грудной клеткой. Феноменальная гибкость суставов отражает их феноменальные адаптационные способности, которые полностью тратятся только на поддержание имиджа и совсем оторваны от реальных целей. В результате, они могут быть физически очень больными людьми с частыми и глубокими гормональными нарушениями.
У меня не вызывает оптимизма перспектива эволюции йога – группы, руководимой шудра – йогом. Нет такого шудры, который бы не мечтал или не мнил себя кшатрием. Но что бы он ни делал, везде видны длинные уши его имиджа. И реальный выход здесь только один – отказаться от своего имиджа. Р.Раскольников смог.

Резюме: неизбежность анализа йоги.

Даже беглый обзор некоторых скрытых и явных смыслов, наполняющих пространство идей российской йоги, демонстрирует их противоречивость и бессвязность. Однако было бы странно ожидать от современной хатха-йоги ясности и стройности концепций по нескольким причинам. А именно:
1. Реальные факты Новой и Новейшей истории Индии ставят под сомнение непрерывность передачи древней традиции йоги и ее преемственность новыми школами даже на своей Родине . Например, А.В.Лаппа, хорошо знающий ситуацию с йогой в Индии изнутри, в одной из своих лекций утверждал, что йога, в том виде, в каком она существует сейчас, в 19 веке не существовала даже в Индии. Аналогичного мнения придерживается Н.Е.Сьоман (1999), автор исследования : «Йогическая традиция Майсорского дворца».
Реальная история практического учения современной хатха-йоги не такая уже древняя, как об этом обычно приходится слышать. Временная ограниченность, в частности, исключает ответственные утверждения, о возможных специфических отдаленных последствиях или об истинных перспективах личностной и духовной эволюции в йоге не на Востоке.
2. На общем фоне Российская ситуация, как обычно выглядит самой острой. С одной стороны, все наши перспективные техники очень молоды и широко практикуются не более 10 лет. Все они из Украины, так что российская йога больше хохла-йога, чем хатха-йога. С другой стороны , у них много последователей, которые занимаются с энтузиазмом и настойчивостью, но , как правило, без компетентного понимания и внутреннего согласия с непредсказуемостью результатов своего очень тяжелого и болезненного труда.
3. Объяснительная (метафизическая) модель хатха-йоги целиком принадлежит к Восточной культуре. Она использует понятия Восточной философии, ориентированные на архаический восточный психологический тип личности, который принципиально отличен от современного западного. В частности, восточный человек никогда не выделял себя из Природы и не считал себя ее Царем. Такая позиция позволяла сохранять и развивать личность, как глубокое внутреннее единство ума, чувства и тела. В противоположность этому западная личность идентифицировала себя со своими внутренними конфликтами между умом, чувствами и телом. Относительно редкие состояния с не актуализированными внутренними конфликтами переживаются нами не как искомые состояния обретения внутреннего единства, а как личная трагедия утраты идентичности или смысла жизни. И, конечно, западный человек использует метафизику йоги в своих целях, наполняя ее своим смыслом (К.Г. Юнг, 1994).
Таким образом, необходимо четко констатировать и принять, как отправную точку, что существует две йоги: восточная, индийская и не восточная, западная, российская.

Обсудить статью на форуме >>