на главную  Йога Встреча Йога в России в XXI веке     

 

  Статьи

ПРАКТИКА В РУСЛЕ СУТР ПАТАНДЖАЛИ


Бойко В.
Преподаватель йоги, Москва
www.realyoga.ru/Portal/Library/1641


Пляшут стрелки, качается маятник,
Зеленеет небес бирюза,
А в душе твоей грешник и праведник
Смотрят пристально Богу в глаза.

Светлана Кекова

Последние годы популярность йоги в мире и России растет как на дрожжах. Огромный спрос рождает неограниченное предложение. Без тени сомнения заинтересованные лица пристегивают к названию любого вида физической активности слово «йога» в качестве великолепного бесхозного брэнда.

Как в воду глядел директор Парижского центра Айенгар-йоги Фаек Биреа, заметив однажды: «Если бы Патанджали сегодня был жив, он никогда не узнал бы йогу в том, чем мы занимаемся…».

Поскольку к настоящему времени реальные последствия увлечений так называемыми «авторскими стилями» и «йогической динамикой» постепенно проясняются, люди начинают более критично относиться к информации и рекламе, что, безусловно, радует. В данной главе речь пойдет об «устаревшей» [как модно сейчас заявлять] традиционной йоге, на изучение которой мною было потрачена масса сил и времени. Несмотря на три опубликованных ранее книги [последняя относительно удачна], постоянно ощущается потребность изложить центральные моменты технологии с максимальной доходчивостью.

Цель данного эссе – опираясь всего лишь на одну из Сутр [46,II] путем последовательных выводов, основанных на личном опыте, показать, что именно стоит за описанием Патанджали, и какие могут быть получены результаты от практики йоги в ключе первоисточника.

Итак, два варианта перевода этой Сутры и один комментарий:

- «При прекращении усилия или сосредоточении на бесконечном асана достигается» [М.: Классическая йога - «Йога-Сутры» Патанджали и «Вьяса-Бхашья» в переводе Е.П.Островской и В.И.Рудого, ППВ, CIХ, 1992, с. 143].

- « В асане должно быть совершенное расслабление [это, во-первых]. Во-вторых, ум должен быть сконцентрирован на Ананте. Слово Ананта означает бесконечность» [«Йога-сутра Патнаджали. Комментарии. Лекции, прочитанные Свами Сатьянандой Сарасвати», Минск, «Ведантамала», 2006, с. 216].

- «…Человек, практикующий в соответствии с наставлением эту специфическую позу должен сделать усилие, суть которого – в снятии естественного напряжения» [В.Мишра: «Таттва вайшаради», II, 47, с. 113].

- Ясно, что снятие такого напряжения может привести только к расслаблению, и ни к чему другому. Что в данном случае подразумевается под «усилием», и каким оно может быть? Очевидно, здесь идет речь об отказе в асанах от обычных стереотипов поведения – старания сделать позу лучше, как на «картинке», от старания вообще. Отсюда ясно, что исполнитель любой асаны должен пребывать в полной [насколько позволяет форма] мышечной релаксации. У Д. Эберта находим: «Обучение асане представляет собой совершенствование сенсомоторной регуляции, так что снижение мышечной активности будет отражением роста мастерства…» или «Основное требование для всех асан сформулировано в «Йога-сутре»: неподвижность и удобство. Это означает, что каждая поза должна поддерживаться с минимальной затратой сил…» [«Физиологические аспекты йоги», Санкт-Петербург, 1999, с. 42, 47 – перевод Р.С.Минвалеева].

- Если со снятием напряжения понятно, что тогда такое «сосредоточение на бесконечном»? Сконцентрироваться на всем сразу, то есть ни на чем конкретно - это значит не что иное, как "Courier New";font-weight:normal'>полностью рассредоточить ум, сделать его беспредметным и пустым. Иными словами – прийти к молчанию ума, временному [на период тренировки] отсутствию мыслей [процесса мышления].

- «Асана есть неподвижная и удобная поза» [ЙС, II, 46].

- «По существу всякое настоящее йогическое упражнение стремится подавить проявление гунны раджас, а потому должно быть статичным, а не динамичным» [Махабхарата VII. Часть 2. Книга о Бхишме. Отдел «Бхавагавадгита» (кн. VI, гл. 13 – 24). Книга о побоище палицами (кн. XVI), с. 201 – пер. и комм. Б.Л.Смирнова].

- Исходя из всего вышесказанного выполнение асан йоги в ее классическом варианте сводится к принятию телом определенной формы, но при этом:

- создаются условия для максимальной мышечной релаксации;

- а также для прекращения обычного мыслительного процесса [типовой ментальной активности];

Соблюдение данных установок на практике означает следующее:

- асаны выполняются с такой интенсивностью физической работы, которая не должна явно восприниматься сознанием. Только если напряжение [усилие] и/или форма никак не напоминают о себе, ум может стать пустым. Ощущения [напряжения] от формы или противодействия силе тяжести остаются латентными [скрытыми] на протяжении оптимального времени выдержки. Как только оно заканчивается, ощущение либо усилие «проступает» в восприятии, сигнализируя о том, что пора выходить из позы.

- разнообразие асан имеет значение только для проработки мышечной системы и суставно-связочного аппарата в условиях социальной гиподинамии, для необходимого полезного воздействия на органы и системы организма;

- оно полезно также для получения устойчивого молчания ума, невзирая на смену поз;

- Если мышление теряет обычную активность вследствие грамотной [традиционной, статической] практики асан, то:

- любая асана выполняется без обдумывания, анализа, коррекции – просто так, как позволяет физическая готовность;

- она выполняется также без заметных [ярких] ощущений, которые неизбежно нарушают ментальный покой;

- отсутствие ощущений показывает, что возможности тела по принятию и сохранению формы не превышены [ежедневно мы выполняем большое количество полезной работы, и тело при этом никак не напоминает о себе];

- отсутствие ощущений показывает, что практика идет в режиме соблюдения ахимсы, это отвечает требованию ямы и гарантирует травмобезопасность;

- отсутствие ощущений говорит о том, что на время выдержки [до их появления] принятая телом форма является оптимальной, а воздействие ее – полезным;

- мастерство освоения асаны показывает минимизация не только количества мышц, задействованных в ней, но и степени [величины] их работы;

- следовательно, полезное время выдержки позы длится от момента замирания в неподвижности, до появления каких-либо ощущений [все равно – где];

- если в исполнении позы каким-то образом задействовано мышление – она не является асаной! Это относится к новичкам, пока их практика не станет стереотипной;

- если посредством выполнения асан мышление перестает функционировать в обычном режиме, только такая практика является йогой в ее первозданном смысле, описанном Сутрами;

- запомнив вид позы на картинке либо в исполнении инструктора, я выполняю ее настолько близко к образцу, насколько сегодня позволяет тело, ни к чему сознательно не стремясь! Обычно в поведенческий стереотип взрослого человека жестко встроено наличие цели любого осознанного физического действия. В йоге все не так: асана не имеет цели и адреса во внешнем мире, она выполняется так, как сегодня позволяет тело – и все;

- я остаюсь в ней до тех пор, пока сохраняется относительное физическое удобство, неподвижность и тишина в теле [отсутствие ощущений, дрожи, тепла и т.д.].

- таким образом, главный результат, который я должен получить непосредственно в практике асан – это отсутствие какого-либо заметного текущего результата [в обычном его понимании]. Нет боли, пота, каких-либо новых или непривычных ощущений. Йога – это процесс неспешной смены положений [форм] тела, которые оно никогда не принимает в повседневности [и, тем более, в них не находится], они выдерживаются в определенном состоянии ума. Именно в это время происходит полезное воздействие асаны, столь же неощутимое, как пищеварение либо ток крови в теле.

- следовательно, волевое, целенаправленное и быстрое чередование каких-либо положений [форм] тела йогой не является;

- для каждого человека асана – это форма [положение, поза], доступная свободному воспроизведению именно его телом! Пусть мы видим на картинке (фото, видео и т. д.) красивую йогическую позу, но является ли она асаной? Не факт, поскольку неизвестно, в каком состоянии сознания на момент съемки пребывал исполнитель, и какие ощущения были на этот момент в его теле.

- в традиционной йоге работает не столько форма [и, тем более, ее сложность], как время выдержки. Даже если кажется что поза абсолютно простая, это вовсе не означает отсутствия работы в ней! Попробуйте встать прямо, поднять прямую в локте руку, вытянув ее вперед, на уровне плеча, и так остаться. И очень скоро станет ясно, как работает время и какую нагрузку можно получить даже от совершенно элементарной формы.

- высокая сложность асан оправдана лишь в том случае, когда исполнителю их она не составляет труда и позволяет сохранить полную релаксацию;

- сложные позы целесообразно осваивать и выполнять только гипермобильным от природы людям, тем, у кого уровень гибкости средний, такая сложность противопоказана, а стремление к ней – разрушительно для здоровья.

- йога – это выдержка определенных форм во времени, пассивная работа с весом тела и его частей, равнодействующими захватов, замковое (Падмасана, Гарудасана, ets.) перекрещивание конечностей и варьирование положения туловища относительно вектора силы тяжести;

- собственную активность [инициативу] в йоге заменяет выдержка позы во времени и грамотное обращение с ее формой [отсутствие ощущений]!

- действует не сам человек [лично выполняя последовательность действий, ведущих к запланированному результату], но сумма созданных, сведенных воедино и сохраняемых определенное время условий;

- только исполнение, отвечающее перечисленным выше критериям, вызывает полную мышечную и ментальную релаксацию, ими же сопровождаясь;

- когда новичок прошел первый этап адаптации физической ему становится понятным, что:

- во время практики нужно не думать, а чувствовать! Анализировать ее следует либо до, либо после;

- Определение: йога – это искусство косвенного управления параметрами[произвольных и непроизвольных] функций психосоматики путем создания в теле и сознании определенных условий;

- прямым [волевым, произвольным] усилием согнуть тело так, как на картинке либо отключить голову – невозможно. В противном случае у людей не было бы проблем;

- пример: чтобы жить – нужно есть. Я зарабатываю деньги, покупаю еду, приношу ее домой, готовлю, накрываю стол, усаживаюсь, соответствующим столовым прибором беру пищу, кладу ее в рот, пережевываю и проглатываю. Все это – мои действия. Но что лично я могу сделать с этой едой дальше? Ничего, мои возможности [полномочия] исчерпаны. Дальше организм распорядится самостоятельно, без моей воли. Действия с едой продолжатся, но они уже будут не моими. То есть процесс состоит из двух частей: первую реализую я [ действие мое], вторую – естественный ход вещей [ протекание природного процесса без меня]. Если б не было первой части процесса, не состоялось бы и вторая. Потому в Древнем Китае процессы [события] такого характера назвали действие не действием, у-вэй. Если я попытаюсь произвольно вмешаться в процесс пищеварения, ничего хорошего не выйдет. Природные процессы как раз и характерны [в отсутствие расстройств] своим абсолютным совершенством, поскольку они являются плодами эволюции;

- на принципе у-вэй основана и традиционная йога. Я принимаю позу, выдерживая ее оптимальное время, а что и как происходит при этом в теле, его органах и системах – не моя печаль. В йоге, как и с едой: если она качественно применяется в потребном данному индивиду количестве, то и результат замечательный, бодры и веселы, мы живем дальше. Но живем не просто, а гораздо лучше, чем когда йоги в нашей жизни не было.

- если же пытаться все от начала до конца выполнять в йоге лично, тогда эффект практики аналогичен таковому от рубки дров или любом ином виде обычной физической работы.

- В процессе адаптации к практике йоги новичок осваивает первое устойчивое переключение внимания – на тело. Наиболее доступной областью зацепки внимания, как правило, бывают глаза. В асанах по возможности их следует закрывать, поскольку по зрительному каналу в мозг поступает большая часть информации извне, создающая помехи процессу успокоения. Когда мы смыкаем веки, в большинстве случаев глазные яблоки непроизвольно дрожат или двигаются. После некоторой тренировки их удается отпустить [первоначально делать это проще в Шавасане] и спонтанное движение замирает. Глаза сами по себе подворачиваются вверх либо вниз, находят удобное положение и пропадают из восприятия. В глазных орбитах появляется своеобразная тяжесть, иногда – тепло, и внимание удобно держится на этой области. Как только в сознании мелькнет какая-то мысль [образ, фраза, понятие] – глаза норовят вернуться в привычное для бодрствования положение, напрягаются, вздрагивают. Если какое-то время удается сохранять их расслабленными [отпущенными] – процесс мышления начинает тормозиться. Конечно не у всех, порой стоит человеку только обратить внимание на закрытые глаза и попытаться что-то с ними сделать – возникает и усиливается неприятное нервное напряжение. Для людей такого склада нужно искать иной способ воздействия на ментальные процессы, пробуя разные участки тела. Рано или поздно отыщется место, на котором внимание «залипает» само по себе, другое дело, что случится это не сразу. Это часто бывает переносица, точка между бровями (бхрумадхья), кожа лба, ладони, отдельные участки лица. Если у невротиков тело «отрезано» от восприятия [либо, напротив - восприятие забито хаотичными импульсами от разбалансированной вегетатики], можно привязать внимание к ритмичным дыхательным движениям живота или грудной клетки, либо к току воздуха в ноздрях [при этом получается нечто вроде випассаны]. Нередко начинающий находит со временем собственные уникальные точки закрепления внимания в теле. Никогда не следует пытаться наблюдать сердечный ритм, это всегда чревато негативными последствиями.

- когда ум [восприятие, внимание] занят только телом – нет места для посторонних мыслей;

- усиливается сенсибилизация – утончается восприятие тела и его отдельных участков, четче становится отслеживание возникающих ощущений;

- но в них нельзя погружаться вниманием слишком глубоко и детально, это уводит от искомого молчания ума;

- когда мышечная релаксация в асанах освоена, тело не делает лишнего, и в пределах допустимой временной выдержки ощущения более не возникают [идет речь об адаптации такого качества, когда практикующий больше не «лезет» в ощущения, давя на форму].

- когда это воспроизводится в каждом занятии, восприятие [внимание] переключается вторично – теперь оно начинает воспринимать автономную продукцию сознания;

- тогда становится ясно, чем именно заполнен ум, и в каком виде;

- человек узнает, какова его ведущая репрезентативная система;

- репрезентация показывает способ организации личного опыта субъекта в его восприятии и привычный способ описания мира. Этот опыт может быть представлен в ощущениях [кинестезия], образах [визуальная система], звуках [аудиальная], как набор знаний [рациональная или дигитальная система], посредством запаха и вкуса [бывает редко], либо всеми видами сразу [синестезия], что бывает еще реже. Присущее индивиду описание мира находит свое отражение в тех словах [предикатах], которые он использует при общении, в мимике и жестах. Люди, так или иначе, услышат и поймут друг друга вне зависимости от предикатов, но описание в терминах ведущей репрезентации собеседника будет для него гораздо более понятным, эмоциональным и значимым.

Для получения ментальной тишины (ЧВН), нужно затормозить процессы мышления произвольного и автономного;

- чтобы уйти от произвольного, следует:
- не трогать воспоминаний;
- не выстраивать логические цепочки;
- не делать умозаключений;
- опустить мысли на самотек;
- все перечисленное выше излишне, если удается постоянно возвращаться вниманием в тело;

Сегодня известно два базовых типа мышления, аналоговое и дигитальное. Аналоговое [согласно Г.Бэйтсону] более древний способ функционирования ЦНС. Оно мифологично, интуитивно, связано с бессознательным, инстинктами и вегетативными проявлениями, оперирует целостной картиной происходящего, хотя не вполне конкретной и размытой. Дигитальное же мышление гораздо более абстрактно, основано на принципах формальной логики и принципиально отличает человека от прочих млекопитающих. Быть может логика древнеиндийской философской школы ньяя является одним из наивысших достижений такого способа мышления, хотя сознание индусов мифологично и, следовательно, больше тяготеет к модели аналоговой.

Известно, что эти способы работы ума [интеллекта] находятся в оппозиции, и абсолютное преобладание одного из них делает поведение человека нежизнеспособным, но эта тема находится за рамками обсуждаемой.

При обоих типах мышления воспринятая информация поступает в мозг по всем пяти портам [если они сохранны], и уже затем, будучи отсортирована и допущена системным разумом в сознание, осознается каждым человеком в  определенном, характерном именно для него виде:

1. Картинки - человек мыслит исключительно образами, ведущая репрезентация визуальная. Как правило, люди такого склада – представители аналогового мышления;

2. Картинки – ментальное пространство заполнено либо ожившим текстом, либо абстрактными геометрическими [графическими] флуктуациями - это мышление дигитальное.

3. Внутренний монолог либо диалог [аудиальная репрезентация] – мышление скорее аналоговое.

4. Музыка – мышление дигитальное либо аналоговое, репрезентация аудиальная.

5. Нет ни картинок, ни разговора – кинестезическая репрезентация [нередко люди такого склада - дигиталы, весьма успешны в точных науках].

6. Репрезентация смешанная, именно она и встречается в подавляющем большинстве случаев. Человек говорит при этом, что иногда думает картинками, а порой и проговаривает что-то про себя. Бывают и такие ментальные ситуации, когда речь и картинки представлены одновременно.

7. Раздваивающееся мышление – как правило, встречается редко. При этом в одной половине ментального «потока» садхака занимается йогой, в другой – с кем-то параллельно общается, что-то решает и т.д. В этом случае репрезентация может быть переменной вообще, но одинаковой в обеих «частях» потока сознания. Если же она разная, это указывает на какое-то расстройство психики.

Порой репрезентация весьма вариабельна, например, у пациентки Л. процесс вхождения в ментальную тишину был таким: в самом начале практики она «видела» на экране ума бегущую строку, содержанием ее были рабочие ситуации дня. Затем, по мере нарастания релаксации, строка исчезала и в уме начиналась болтовня, которая, в свою очередь, потом утихала, перед внутренним взором появлялись картинки, и сознание начинало «плыть». Все это занимало около получаса.

- В любом случае и при любом виде ведущей репрезентации наступлению безмыслия предшествует стадия ментального хаоса. Поток образов становится сноподобным и бессвязным, содержание его после выхода из асаны [либо паузы между позами] невозможно вспомнить. Внутренний диалог/монолог вырождается в смутную либо отдаленную болтовню. У кинестетиков могут возникнуть подергивания конечностей, непроизвольные движения туловища и/или мышц лица, в восприятии проступает «гул» работы отдельных мышц либо их групп, движение крови в теле.

- Полное [достоверное и однозначное] молчание ума возникает далеко не сразу. И отнюдь не у каждого адепта йоги, а только у определенной части кинестетиков и дигиталов. Если садхака «видит» и/или «слышит» свои мысли, то полной и окончательной тишины в сознании может и не наступить [хотя и не факт]. Чаще спонтанная деятельность [«продукция»] ума отодвигается на задний план и как бы выцветает. Появляется не очень ясная, но четкая дистанция. Ты – здесь – занимаешься йогой, отслеживая отсутствие ощущений в теле, улавливая сигналы к выходу из позы. А там, на «дне» сознания, как на экране выключенного TV что-то мелькает, говорит, вертится… Часть Я, практикующая йогу, наблюдает за этими фокусами отрешенно и безучастно, не втягиваясь и не пытаясь понять происходящее. Либо просто перестает их замечать;

- вообще молчание ума [ЧВН в его разных стадиях] не может наработаться быстро, его качество зависит от массы не прослеживаемых и не осознаваемых факторов и не сводится к общему знаменателю. У кого-то это действительно тишина и мрак, у других – звездное небо, свет, игра цветов, «кино», сны, погружение, провалы. По субъективным описаниям сознание оседает, размывается, плывет, теряет резкость, становится пунктирным, цепенеет, почти замирает.

- тем не менее, это «почти» присутствует всегда и означает третье переключение сознания – с какого-то момента оно становится однонаправленным [экаграта].

Как влияет достижение ментальной пустоты [первоначальной стадии ЧВН] на тело?

- При обычном тонусе и загруженности ума материалом повседневности непрерывному потоку мыслей отвечает беспрерывная игра скелетных мышц [независимо от того, перемещается тело в пространстве, или нет];

- общее напряжение в мышцах зависит не только от действия, выполняемого телом [в момент окончания движения это напряжение значительно уменьшается либо почти исчезает], но и от эмоционального состояния, текущих воспоминаний, количества и качества вытесненного в подсознание травматического «материала»;

- при наступлении глубокой мышечной релаксации в теле проступают блоки хронических напряжений, постоянные, не исчезающие даже во сне, они всегда сопутствуют невротикам, субъектам с осложненным детством, длительно перегруженным и т.д.

- Каждому такому блоку соответствует индивидуальный «рисунок» напряжений, но, как правило, набор их у каждого человека ограничен и устойчив;

- нередко в местах пересечения [накладки] силовых линий этих рисунков возникают стойкие очаги [области, точки] боли не имеющей видимых причин;

- по мере успокоения ума в асанах с телом начинают происходить любопытные вещи;

- как только сознание теряет «резкость» [начинается ментальная релаксация], тело тут же отвечает спонтанным движением [изменением] формы к пределу гибкости;

- если в стакан насыпать кусковой лед, то вода в таком состоянии не заполняет емкость целиком;

- пока сознание не потеряет обычный тонус - в мышечной массе не может полностью «растаять» привычная контрактура – блоки [«рисунки», паттерны] психофизического напряжения;

- как ответ на изотропность бодрствующего сознания возникает изотропность тела – оно без каких-либо специальных [волевых] усилий идеально «заполняет» [принимает] доступную на текущий момент форму в ее абсолютном пределе;

- до него не добраться никакими личными стараниями, а если это и возможно, то лишь на краткие мгновения и с высокой вероятностью травм [при постоянном применении силового подхода такая вероятность – 100%]. Наиболее дикие «современные стили йоги» для того чтобы максимально согнуться предварительно подвергают организм мощной динамической нагрузке, задержкам дыхания с бандхами, пребыванием в парной. Понятно, это не способствует здоровью и сохранности тела, тем более - молчанию ума.

- ежедневное прикосновение к пределу формы таким образом [в состоянии ЧВН] приводит к тому, что наличная граница гибкости [предела формы] постепенно смещается в сторону увеличения, достигая в какой-то момент предельных [на сегодня для данного субъекта] значений;

- при качественной практике эта гибкость сохраняется долгие годы, продлевая физическую молодость;

- таким образом, Хатха-йога замедляет темп прироста системной энтропии, являясь замедлителем личного биологического времени:

- следствием практики асан в состоянии сознания, близком [приближающемся] к ЧВН, является спонтанное очищение и восстановление психосоматики;

- процесс восстановления запускает строго определенная размерность нагрузки, а для традиционной йоги характерны только слабые и умеренные воздействия;

- слабые воздействия [раздражители] вызывают резонансный эффект, соотносимый с эффектом гомеопатии и акупунктуры. Для людей ослабленных, пришедших в йогу с целью избавления от функциональных расстройств, оптимальной является именно такая мягкая практика - великолепный алгоритм коррекции экстремальных состояний;

- воздействуя на опорно-двигательный аппарат, топологию внутренних органов, кровообращение и движение лимфы практикующий с одной стороны неосознанно «давит» на ряд параметров гомеостаза [например – присущий уровень гибкости], с другой – дает системе возможность решить свои внутренние проблемы;

- именно неподвижность и молчание ума, возникающее как в асанах, так и промежутках между ними, являются исходными условиями для запуска спонтанного системного восстановления!

- после утреннего пробуждения сознание включается, и на протяжении всего времени бодрствования [вплоть до отхода ко сну] мозг [ум, интеллект] просчитывает, а тело выполняет действия, необходимые для достижения множества целей. Субъект находится под давлением внешних обстоятельств, требующих его участия и непрерывного реагирования. Во время досуга человек поглощен, как правило, реализацией собственных интересов и желаний;

- в повседневности бодрствующее сознание постоянно втянуто в процесс взаимодействия со внешним миром и никогда не бывает пустым;

- такая пустотность [молчание ума] возникает только в процессе выполнения асан на условиях, определенных Сутрой сорок шестой, главы II;

- как только психосоматика поверит [убедится], что ее ежедневно предоставляют самой себе [оставляют в покое], она немедленно начинает разрешать собственные насущные проблемы, реализуя в этот отрезок времени цели внутрисистемные, а не поставленные разумом. А таких целей только две: максимальное восстановление и возвращение к наиболее стабильному и высокому уровню гомеостаза;

- иными словами в данных условиях [свободное от мышления сознание и физиологический покой] запускается процесс системной очистки и регенерации;

- именно этот процесс всегда сопутствует занятиям традиционной йогой и является неотъемлемой его чертой!

- это есть не что иное, как встроенная в технологию классической йоги терапия [оздоровление];

- в результате такой практики любой человек постепенно восстанавливает исходные, присущие ему от природы психофизические кондиции;

- теоретически - со сколь угодно низкого их уровня. В реальности, однако, это не так, какой бы мягкой практика йоги не была, в периоде освоения она все равно остается затратной. И только через какое-то время суммарный прирост энергии в системе начинает превосходить ее вложения;

- йога возвращает психосоматику к состоянию устойчивого гомеостаза с любой «стороны» отклонения, выправляется все, что еще подлежит «ремонту»;

- такое восстановление [стадия йогатерапии] устраняет только функциональные расстройства, в том числе – хронику, не перешедшую в стадию органического поражения.

- Выше речь шла о теле, если обратиться к психике, то в ней процессы регенерации начинаются после некоторой кумуляции ежедневного пребывания в ментальной тишине;

- Подсознание человека служит специфическим «отстойником», в него автоматически уходят [«сбрасываются»] под порог восприятия утратившие актуальность и/или опасные для рассудка информационные фрагменты. Если количество и качество стрессов, пережитых субъектом в детстве и юности, не выходит за пределы допустимых средних значений, защитный механизм вытеснения исправно выполняет свои функции. [Стресс, в переводе с английского значит – давление, это телесное ощущение, являющееся результатом определенного множества событий, источник которых располагается либо в самом организме, либо вне его].

Но если стрессы начинаются слишком рано, а интенсивность и темп их превышает приспособительные возможности, подсознание превращается в очаг внутрипсихического «воспаления», в могильник, переполненный яростью, отчаянием и страхом и невыносимыми воспоминаниями. С какого-то момента оно больше не может выполнять защитную роль, напротив - эмоциональные компоненты вытесненного начинают «выстреливать» в психосоматику. Наряду с негативом исчезает и память, так или иначе связанная с травмами, субъект лишается значительной части прошлого – это эмоциональная амнезия. Деформируется вся структура взаимодействий между сознанием и бессознательной частью психики, что ведет к тотальной аберрации восприятия, осознания и мышления.

Конечно, никто не гарантирован от соприкосновения со «свинцовыми мерзостями проклятой русской жизни» [М.Горький], однако на то и существуют родители, чтобы прикрывать детей от опасности этого мира. Если же они сами и есть источник деструктивности то, хотя ребенок и развивается внешне нормально, его душевное состояние и контакты с социумом оказываются сильно осложнены.

Известно что «По мере развития человеческой истории менялись нагрузки, от которых нет программ генетической защиты, и теперь приспособление к среде зависит от психических возможностей человека во много раз больше, чем от силы его мышц, крепости костей и сухожилий и скорости бега. Опасным стало не оружие врага, а слово. Эмоции человека, изначально призванные мобилизовать организм на защиту, теперь чаще подавляются, встраиваются в социальный контекст, а со временем извращаются, перестают признаваться их хозяином и могут стать причиной разрушительных процессов в организме [Радченко, 2002]. Иными словами, вытесненный в подсознание негатив и неудовлетворительная коммуникация с миром сначала вызывают функциональное угнетение и разлад, а затем приводят к органическому поражению органов и систем.

Поэтому эффективная и безопасная «разгрузка» подсознания является сегодня задачей первейшей важности. Даже если все обстоит благополучно и вытесненный материал скомпенсирован, остается проблема накопления перегрузок текущих. Эпоха требует максимального усложнения работы ума и быстроты реакций. Поскольку эмоции мешают абстрактному мышлению, без которого человеку Запада не обойтись, с одной стороны механизмы их гормонального обеспечения постоянно угнетены, с другой – порожденный коммуникативными стрессами эндокринный биохимический «продукт» не утилизируется посредством необходимой и достаточной физической активности.

Это ведет к постоянному преобладанию симпатики и мышечному гипертонусу, сохраняющемуся даже во сне. В результате опасно возрастает общее нервное напряжение со всей сопутствующей атрибутикой: сужением поля восприятия, нарушением ясности мышления, ухудшением качества коммуникации с окружающим и т.д.

Восприятие устроено удивительным образом, кажется, если мы пребываем в здравом уме и твердой памяти, сознание [внимание] действует как луч, высвечивающий во тьме пейзаж. Стоит лишь направить внимание [а вместе с ним и взгляд] на что-то, как оно становится ясно воспринимаемым. Но это лишь одна из многих иллюзий, осложняющих жизнь. Деформированное сознание действует подобно проекционному фонарю, накладывая на воспринимаемую «картину» действительности свои собственные искажения. Такое состояние называют душевным отравлением, омраченностью. Как правило, субъект не отдает себе отчета в её наличии, ему кажется, что с ним - порядок, это «снаружи» все идет как не надо. Ошибки множатся и наслаиваются, ломая планы, расчеты и, в конечном счете, судьбу. «Жизнь становится похожей на сказку, полную ярости и шума, излагаемую идиотом» (Шекспир). В перспективе срыв адаптации, функциональные расстройства, невроз, депрессия, психоз либо пограничное состояние.

- Совокупная энергия психики каждого человека равна единице [разумеется, его собственной единице или ста процентам].

- она соответствующим образом распределяется на покрытие текущих потребностей системы;

- днем определенное ее количество уходит на функционирование бодрствующего сознания. Во время сна большая часть ресурса расходуется на обеспечение работы внутренней «кухни» бессознательного;

- как уже отмечалось, ситуаций, когда бодрствующее сознание оказывается пустым, в обычной жизни не бывает, а когда это происходит в йоге, то, освободившаяся по закону сохранения часть внутрипсихической энергии передается подсознанию, дополнительно «подогревая» собранный там патологический материал.

- при систематическом воспроизведении этих условий [активация содержимого подсознания при опустошении ментального пространства] травматический «материал» начинает спонтанно стравливаться в разреженное пространство сознания, как перегретый пар из котла через приоткрытый клапан;

- в этом случае данному материалу есть куда [через что] выходить, поскольку объем прилегающего к подсознанию «слоя» психики - бодрствующего сознания - пуст , полностью освобожден от текущего материала повседневности и деактивирован;

- полное [временное, на протяжении практики асан] прекращение деятельности ума/сознания и резкое падение его тонуса [преобладание парасимпатики] до определенной величины – главное условие запуска процесса разгрузки вытесненного;

- ведущая репрезентативная система организует [оформляет] аннигилируемый материал, определенным образом представляя его в сознании, но содержание «сброса» ученик [а до завершения процесса - пациент] йоги осознает лишь отчасти. В большинстве случаев разгрузка проходит неосознанно, через ощущения [беспричинную боль] в теле либо выраженные эмоциональные «откаты», так или иначе, отражаясь во снах.

- Многие, известные сегодня методы психологической разгрузки и реабилитации [психоанализ, ребефинг, НЛП, гипноз, аутогенная тренировка, гештальттерапия, томалогия, деконцентрация, и т.д. и т.п.] проигрывают йоге в главном: она абсолютно безопасна! В ней только запуск естественных процессов очищения и восстановления инициирован самим субъектом [практика асан в состоянии глубокой релаксации], но реализуются они исключительно психосоматикой, без какого-либо вмешательства [а, по большей части, и ведома] личности либо влияния извне!

Рассмотрим наиболее типичные варианты разгрузки. В каждом примере я нарочно выделяю ведущую репрезентацию, знать ее полезно в тех случаях, если предстоит серьезная разборка «авгиевых конюшен» подсознания. Для успешной йогатерапии [как, впрочем, и любой другой] необходимо качественное общение с пациентом. Крайне часто источником длительных и тяжелых стрессов становится внутрисемейный климат, а происходит это отчасти и потому что «Кинестетики обычно жалуются на аудиальных и визуальных собеседников, обвиняя их в бесчувственности. Визуалисты упрекают аудиалистов в том, что те не обращают на них внимания, поскольку во время разговора не смотрят им в глаза. Аудиалисты жалуются, что кинестетики их не слушают и т.д. В конечном итоге всех недоразумений представители одной группы расценивают  поведение другой группы как намеренно недоброжелательное и патологическое [Д.Гриндер, Р.Бэндлер «Структура магии», т. 2]. Необходимо также помнить, что наличие ведущей репрезентативной системы не означает отсутствия влияния остальных. Многие люди одновременно мыслят образами и речью, а кинестезия вообще представлена у любого человека [кроме «пограничников» и тяжелых невротиков]. Кроме того, знание ведущей репрезентации имеет решающее значение при выборе подходящей медитативной техники.

Итак, первый вариант – разрядка двигательная. При этом человек может переживать мощные негативные эмоции, но воспоминания об их конкретных причинах - нет.

Пример : мужчина тридцати пяти лет, астенического сложения, обычных физических данных. Обстоятельства детства были плохими. В анамнезе - полжизни сенной лихорадки с мощными летними обострениями, высокий уровень тревожности, общий мышечный гипертонус, сколиоз позвоночника, хроническая усталость и бессонница.

По мере освоения йогической технологии общее состояние начало медленно и неуклонно улучшаться. Через два года практики от аллергии остался слабый след, здоровье на 95% пришло в норму, однако самое интересное не это. Ведущей репрезентацией у парня были ощущения, в пространстве ума он никогда ничего не видел и не слышал, мысли возникали ниоткуда. Когда релаксация достигла определенной глубины, в теле проявилась мелкая мышечная дрожь – вокруг глаз, в правом бедре, бицепсах. В Шавасане начала стабильно возникать легкая судорога в мизинце левой ноги, затем она медленно распространялась на всю конечность. Параллельно такой же процесс охватывал правую ногу, туловище и руки, в итоге все тело начинало странным образом двигаться, словно в приступе пляски святого Витта. Никаких особенных эмоций при этом не было. После нескольких минут такого непроизвольного цирка, когда ощущения начинали приобретать неприятный оттенок парень, который все это время не препятствовал процессу, сильно напрягал все тело, затем отпускал мышцы, одновременно открывая глаза, после этого двигательный произвол прекращался. Такие проявления систематически возникали в Шавасане около полугода, затем постепенно сошли на нет, а настроение и мировосприятие прояснились. В данном случае мы имели дело со спонтанной двигательной утилизацией вытесненного материала. Тем не менее, однажды у этого человека случился полноценный визуальный выброс. Просматривая в кругу семьи первый фильм «Матрица» он ощутил вдруг сильнейшую тошноту, едва успел добежать до туалета и, пока желудок выворачивался наизнанку, в сознании отчетливо всплыл эпизод многолетней давности: пьяный детина на деревенской улице ухватил за ворот рубахи, и бьет кулаком по голове маленького мальчика. Но этот эпизод сброса остался исключением.

Пример : дама плотного телосложения, в начале практики общее состояние плохое. По типу ведущей репрезентации – кинестетик и дигитал. Много лет, пока муж из одного запоя переходил к следующему, ей приходилось растить детей и содержать семью. В результате образовалась бессонница, хроническое переутомление, общая угнетенность и полная потеря интереса к жизни. К тому времени, когда глава семьи на какое-то время вышел из пике, а дети выросли, душевное и физическое состояние оставляло желать лучшего, а любые попытки как-то его изменить [поездки в Индию, пребывание в ашрамах, медитация и т.п.] были бесплодны. Через полгода занятий асанами в релаксационном ключе, когда голова начала освобождаться от мыслей, запустился активный двигательный сброс вытесненного. Это было зрелище! В Шавасане все тело дамы ходило волнами, как ковер, когда его трясут, держа за один край, спина буквально билась плашмя о пол, те, кто расслаблялся рядом, пугались. При этом она не теряла состояние погружения! Иногда [и немудрено!] после Шавасаны болели мышцы живота и спины. Общее состояние и настроение на время очистки подсознания [примерно год и три месяца] оставались неустойчивыми, порой возникала тоска, беспричинные слезы и физический дискомфорт. Затем состояние резко улучшилось, начиная с настроения и цвета лица, до «физики». Изменилось восприятие, отношение к текущим проблемам, характер снов. Прежние стрессы аннигилировали, новые больше не накапливались. Хотя прошлое осталось неизменным, оно больше не давило, появился устойчивый оптимизм по отношению к будущему и жизни вообще.

Пример : мужчина тридцати лет, телосложение атлетическое, интеллект мощный. Репрезентация аудиальная. В двадцать два года перенес операцию по поводу меланобластомы и выжил, что является фактом исключительным. Затем ушел в бизнес, и долгое время подвергался экстремальным нагрузкам. Когда попал ко мне, был сильно переутомлен как физически, так и эмоционально, страдал бессонницей. Для того чтобы хоть как-то расслабиться, нужны были минимум два литра водки. Поскольку все, за что бы ни брался, человек этот выполнял очень качественно, релаксация у него пошла фактически сразу, и двигательный сброс накопленной перегрузки был крайне активным. Проявлялось это в виде мощных мышечных спазмов конечностей и туловища. Он мог улечься на пол для прослушивания Нидры в одном месте комнаты, а очнуться совершенно в другом, и как он туда попал – не имел представления.

Пример : женщина тридцати пяти лет, истерического склада. Детство и юность с крайне осложненным семейным климатом, вплоть до окончания школы чтобы поменьше бывать дома активно занималась спортивными танцами. После полугодичных занятий йогой проявилось следующее: прослушивая Нидру, она отключалась почти сразу, затем, где-то посредине текста вставала и начинала двигаться с полузакрытыми глазами. На что это было похоже – объяснить не берусь, какая-то медленная акробатика с лицом сомнамбулы и невероятными движениями, в отдельных элементах напоминающими асаны. Так продолжалось до получаса, потом она садилась в Паванамуктасану и замирала минут на десять. О том, что было – не помнила, но чувствовала себя замечательно. Если в это время звонил «мобильник» либо кто-то делал резкое движение – дама резко приходила в себя и у нее начиналась истерика с последующим обмороком. При ежедневной практике асан и Нидры происходили такие двигательные разряды примерно два раза в месяц, но через полгода прекратились, и общее состояние значительно улучшилось.

Следующий вид сброса – эмоциональный. Ему подвержены люди с любым типом ведущей репрезентации, вся разница в том, что те, кто видит и/или слышит, иногда могут знать (вспомнить, понять) с какими именно воспоминаниями прошлого связаны их текущие переживания, эмоциональная «тряска». А дигиталам и кинестетикам такое знание, как правило, недоступно, хотя бывают исключения. Если, конечно, негативное состояние как бы не имеет видимой причины. Если причина известна, то разбираться с последствиями всегда проще.

Пример ярких вегетативных проявлений: женщина среднего возраста с трехлетним стажем тяжелой депрессии. Несколько месяцев ушло у нее на адаптацию к асанам, после чего общая релаксация, в том числе и ментальная, начала прогрессировать. И в какой-то момент, когда в теле отпустила большая часть мышечной контрактуры, а сознание начало «плыть», появились слезы. Причем лились они безостановочно все время занятий, прекращаясь только в Шавасане, затем накатывала беспредметная тоска. От слезотечения начинала болеть голова, что мешало повседневной работе, поскольку практиковала дама йогу по утрам. Пришлось ограничить глубокое расслабление, выполняя его через день, чтобы глаза успевали восстанавливаться. Затем слезотечение  сменилось тошнотой, а тошнота – головокружением. Все перипетии заняли около полугода, и только после того, как критическая «масса» вытесненного аннигилировала, состояние пациентки стало таким, как было до стресса, она, по ее выражению – очнулась. Воспоминания сохранились, но от них больше не трясло, они стали нейтральными. Весь процесс восстановления занял около года.

Пример : дама тридцати лет с крайне осложненным детством и юностью. На момент начала практики в наборе проблем присутствовали фобии [боязнь мостов и высоты вообще, а также любых контактов с родителями], непереносимость жары и холода, амнезия на большую часть детства, перманентная депрессия, хроническая усталость, отсутствие нормального общения с окружающими, скверная работа ЖКТ, истерика по малейшему поводу, а зачастую и без, полная невозможность концентрации внимания. Репрезентация – аудиальная, ум был забит постоянной болтовней, переходящей иногда в сплошной гул. Это здорово выматывало, мешая сосредоточиться. Восстановление посредством йоги шло медленно, поскольку сочеталось с запущенной (из-за плохого самочувствия) работой и неудовлетворительными бытовыми условиями. После их улучшения дело наладилось, и проявились характерные формы разрядки, через эмоции, тело и сны. Изначально пациентка жаловалась на то, что осваивать йогу ей мешают травмированные в период детских занятий спортом спина и колени. Однако, после адаптации выяснилось, что боль в коленях проявляется после эмоциональных срывов, а усугубление ее происходит из-за того, что общее плохое состояние не позволяет в нужной степени дифференцировать ощущения в асанах. Иными словами у пациентки еще в раннем возрасте зафиксировались точки непроизвольной концентрации общего (и, прежде всего, эмоционального) напряжения – колени, лицо, глаза. После достаточно длительной практики улучшение общего состояния выразилось в том, что стрессы перестали затрагивать колени, и те, в свою очередь, не мешали выполнению асан. Пациентка начала по-настоящему чувствовать тело. Следующим «каналом» разгрузки стало лицо, в Шавасане и, особенно, Нидре, его буквально «жевало», после расслабления дама выглядела так, словно ее отхлестали по щекам.

Прошлое детально отыгрывалось в релаксации и снах, этот, в общем, тяжелый процесс занял около трех лет. Память двигалась от ближнего прошлого к дальнему, вплоть до детства, главной задачей было организовать сброс вытесненного таким образом, чтобы человек был способен нормально жить и продуктивно работать. В итоге она вспомнила все. И стала очередным восставшим из ада, здоровым и адекватным человеком, которому после тридцати пяти приходится начинать жизнь заново.

Нередко в процессе двигательной [мышечной] разрядки подсознания отыгрываются старые физические травмы. Это достаточно интересный момент, на котором есть смысл остановиться, поскольку тело помнит все, с ним произошедшее, его память – абсолютна. Было множество случаев убедиться в этом.

Пример . Один из пациентов, бывший судовой механик, обратился ко мне с проблемой позвоночника. Все шло нормально, и однажды зимой, уже имея достаточный опыт, он, по его словам, потянул колено при выполнении  Вирасаны. – Ну, ты даешь, Саша – сказал я ему – как можно было так нарваться? Что делать - известно, оставь ногу в покое и выбери для практики позы, которые его не затрагивают. На том и остановились. Вечером по дороге домой он жутко промерз, ожидая троллейбус, мороз тогда был лютый. После этого колено прихватило так, что он был вынужден на две недели вообще оставить практику. Я ломал голову над этой ситуацией, как вдруг пациент позвонил сам: – Слушай, вот какое дело: на третьем курсе института я выполнил второй разряд по вольной, а потом на соревнованиях так это самое колено вывернул, что полгода хромал и не мог сесть на корточки. И только теперь вспомнил. – Молодец, - ответил я ему. – Тогда все встает на свои места. Ты занимался асанами нормально, но пришло время отыграться старой травме. Если б ты не перемерз, то неприятность прошла бы стороной, а тут на обострение сброса наложилась травма температурная, вот и получил ты по полной выкладке.

Пример . Даме, у которой к сорока годам накопилось немало физических проблем, пришлось приводить в норму спину, разбираться с перекосом таза и варикозным расширением вен правой ноги, этим перекосом вызванным. В какой-то момент, уже получая от практики хорошие дивиденды, она пожаловалась на боль в пальцах левой руки, особенно по ночам. Зная, что она в прошлом мастер спорта по гандболу, я поинтересовался, не травмировала ли она когда-нибудь эту кисть? – Конечно – был ответ. - Травмировала, да еще сколько раз! Что такое ручной мяч? Замах и бросок правой рукой, а потом падение на левый бок. Две недели кисть не давала ей спать нормально, потом боль исчезла, и рука «стала, как новая».

Позже с ней случился второй замечательный момент, но уже из другой оперы. Она и ее старшая сестра росли с матерью, отец умер, когда пациентке – его младшей дочери, было пять лет. Как видно, мать воспитывала их достаточно жестко, и в дальнейшем пациентка всегда находилась с ней в отношениях сложных, была мнительна и всегда недовольна собой, своей жизнью, семьей, детьми, мужем, работой и т.д.

Ведущей репрезентацией была зрительная, она мыслила «картинками». Но однажды, на втором году практики в ментальной тишине Нидры она отчетливо уловила вдруг далекий голос, и поняла, что он был там всегда. Он беспрестанно укорял, твердил о ее никчемности, всячески издевался, клеймил позором и поносил непечатно. – Конечно – сказала она с горечью - это мать, ее манеру обращения со мной ни с чем не спутать. Явившись однажды, голос упорно продолжал свои монологи, казалось, от него нет спасения. Но вскоре дама явилась на занятия сама не своя и рассказала, что этой ночью ей был сон, где она пережила заново сильную ссору с отцом, который тогда еще и хорошенько ее отшлепал. Было это незадолго до его смерти и стерлось из памяти напрочь. И во сне она узнала теперь этот голос - отца, а не матери, который преследовал ее всю жизнь. - И теперь он исчез, я больше не слышу его! Во мне что-то перевернулось…. С этого дня на свете стало одним аудиальным оптимистом больше.

Пример. Семейка эта была вообще любопытной, речь теперь пойдет о муже вышеописанной дамы. Собственно, начинал я работать с ним, а супруга подтянулась позже. С первого студенческого стройотряда он стал стеклянным человеком, спина не давала жить. Она болела всегда, с непредсказуемыми и короткими промежутками. Все попытки лечения были напрасны. Визуальный осмотр и рентгеновские снимки давали картину следующую: один из позвонков, расположенный ниже лопаток был буквально провален внутрь сантиметра на полтора, в позвоночнике была натуральная яма, как можно было не обратить на это внимание в детстве – непонятно! Более того, он клялся и божился что до тех пор, пока спина не отстегнулась после пятого мешка картошки, он понятия не имел, что с ней что-то не так. С этим легендарным позвоночником пришлось хлебнуть изрядно. На первом занятии пациент улегся на коврик ничком, прямой, как доска. – Подопри подбородок руками – сказал я ему – поглядим, как спина гнется. Он укоризненно глянул на меня, вывернув шею. Потом осторожно подсунул кулак под подбородок и произнес: - А мне больно уже и так… В самые простые позы парень входил по одной замысловатой траектории, выходил по другой, эти допустимые варианты приходилось прямо-таки отыскивать. Как бы то ни было, через десять месяцев занятий боль в спине исчезла, как отрезало, в момент. Была – и нет. Неделя, месяц, два три – ничего, диапазоны асан постепенно прирастают. Парень наслаждается жизнью по полной программе. И вдруг начинает бояться. – В чем дело? – спрашиваю. – Спины, можно сказать, нет, живи и радуйся, думаю, мы с ней в первом приближении разобрались. – Это ясно - сказал он – ну а что если заболит снова?! Однажды он явился на занятия со странным выражением лица, и в ответ на мой вопрос поначалу только головой затряс, не находя слов. Но потом все-таки признался: - Сон я увидел, однако. Сначала вполне пристойный, ну обычный детектив, сплошной экшн, как у меня это обычно бывает: скитаюсь по Москве, какая-то суета, бандиты, разборки. И вдруг проходит слух, что в городе завелась какая-то черная тварь, типа Багиры, и калечит людей беспощадно. Все бы хорошо, но через какое-то время я понимаю [во сне!] что ищет она конкретно меня! И с этого момента сон превращается в кошмар. Я забился в какую-то квартиру и сижу там день, два, три. А она расположилась напротив подъезда и ждет. Мне есть хочется, и домашние не знают где я, а телефона нет – короче говоря, нужно что-то делать. А я даже во сне понимаю - что-то здесь не так! Обшарил квартиру, нашел наган насквозь ржавый, непонятно может ли вообще выстрелить. Эта же зараза ни с места, как прикипела. Ну, собрался я с духом, наган в кармане – на всякий случай. Выхожу, вокруг ни души, внутри все дрожит. Зверюга ко мне. Поднялась на дыбы, положила лапы на плечи - меня к земле пригнуло. Разинула пасть и дух от нее такой смрадный! А у меня в душе бешеная борьба: выстрелить – не выстрелить? И что-то останавливает, понимаю даже во сне: что-то здесь не так, лучше не дергаться! Вдруг она снимает с меня лапищи, разворачивается прочь, делает три прыжка и тает в воздухе. Меня вышибло из сна, как пробку. Мокрый от пота, голова шальная. Жена говорит: - Ты не заболел? Времени – полчетвертого. Сполоснулся в душе, переодел белье и снова лег. Но уже, в общем, толком и не спал. И такое ощущение, что словно все вокруг как-то не так, как будто изменилось…
- Ну, поздравляю!– сказал я. Раньше ушла боль, теперь – страх, с ней связанный. Хорошо, что ты не стал чудить во сне, а повел себя правильно. Если б стал убегать – могли быть варианты…

Пределы восстановления всегда индивидуальны и непредсказуемы, о чем говорит следующий пример. Какое-то время назад ребята из «Вымпела» привезли ко мне бывшего своего бойца тридцати двух лет от роду. Судя по сохранившимся кондициям, у него была исключительная физическая подготовка и редкостное здоровье. Что и спасло, когда его со всего маху хватили бейсбольной битой по затылку. Диагноз: обширная гематома мозга, две операции, потом - кома. Специалисты сказали – не жилец. Но через месяц он очнулся. – Бывают же чудеса на свете! – сказали доктора. - А впрочем, лучше помереть, чем жить овощем, как генерал Романов, контуженный когда-то в Грозном. Но через три месяца парень заговорил, а еще через полгода встал на ноги. Медики подобрали отвисшие челюсти и от дальнейших комментариев воздержались. Сначала его швыряло на ходу, как пьяного, постоянно приставала милиция, от которой спасало только удостоверение инвалида первой группы с приложенной выпиской о нарушениях координации. Я честно сказал: сработает ли йога в данном случае - не знает никто. Можно попытаться, но гарантий быть не может. Хотя, не скрою, лично мне приятно видеть, когда своих не бросают в беде. Исходное состояние было таким: шаткая походка, плохая координация, движения деревянные, без присущей взрослому легкости. Слабое зрение, спотыкающаяся речь, неподвижное лицо, мимика как у грудного ребенка. При этом – полная сохранность интеллекта. По обстоятельствам человек этот вообще не должен был выжить! А мы разучиваем с ним асаны. Однако, кисмет!

Он выполняет йогу от и до, благо времени свободного девать некуда. Когда зашла речь о дополнительной нагрузке, сказал, что отжимается и подтягивается, жаль бегать нельзя, координация не позволяет. Я попросил его регулярно кидать об стену теннисный мяч и ловить его затем на отскоке поочередно правой и левой рукой.

Через год года практики координация, зрение и речь намного улучшилась. Некоторые показатели стабилограммы из отрицательных значений поднялись почти до нормы. И теперь я с нетерпением жду момента, когда парень возьмется за кроссы.

- Возникает вопрос: если человек здоров и молод либо хорошо сбалансирован от природы в эмоциональном отношении [является «железным» сангвиником], чем может быть ему полезна и что может дать йога?

- Ясно, что описанная здесь технология касается отнюдь не только этапа «асана», поскольку в ней, представлены яма-нияма [подразумевается, что каждый взрослый человек, пришедший в йогу, уже имеет вполне сложившиеся морально-этические аспекты!], собственно асана, пранаяма [речь о которой пойдет ниже], пратьяхара, а также дхарана и элементы дхьяны;

- таким образом, классический стиль выполнения асан, делает их не просто физическими упражнениями, но гораздо большим, нежели Хатха-йога [трактуемая, как два аспекта Раджа-йоги – асана и пранаяма]

- на самом деле такая практика [в молчании ума] уже является отчасти медитативной [отчасти – потому что под медитацией подразумевается достаточно длительное пребывание в неподвижности, асаны же такой длительности не обеспечивают], со всеми вытекающими последствиями. Она целиком включает в себя и Бахиранга-йогу, и два этапа Антаранга-йоги;

- сложилась она [данная технология] в представленном здесь виде как результат буквального следования определению асаны, данным Патанджали в шлоке сорок шестой второй главы «Йога-сутр»;

Итак, для молодого, здорового и не имеющего проблем человека йога обеспечивает:

- способность [умение] по желанию на какое-то время полностью выключать мыслительный процесс [в том числе и спонтанный]. После этого продуктивность и мощность мышления ощутимо возрастает;

- со временем процесс оперативного мышления, который ранее был представлен в сознании, уходит под порог восприятия;

- ум освобождается от ментальной суеты, аберрация восприятия становится минимальной, а внутренний покой позволяет замечать массу событий и нюансов, которые раньше для человека не существовали;

- меняется сам характер интеллектуальной деятельности. Думать, как раньше, словно ворочая жернова в уме – становится ни к чему [речь идет, конечно, о вещах достаточно сложных, элементарные операции с простыми текущими событиями не загромождают пространство сознания]. После сбора и накопления информации по какой-либо теме все осознанное, забываясь, уходит внутрь, и остается только ждать ответа, который, так или иначе «всплывет» в готовом виде;

- это признак того, что взаимодействие бессознательного и сознания стало оптимальным;

- а также того, что оперативная информация обрабатывается теперь не только разумом индивида, но всей совокупной мощностью психики. Соответственно, результаты такой работы на порядок более высокие;

- появляется возможность полного присутствия [когда это необходимо] в текущем моменте – сейчас и здесь;

- постоянно и вовремя срабатывает интуиция;

- не накапливается перегрузка и последствия стрессов;

- достигается максимально возможная для данного субъекта физическая гибкость;

- здоровье и самочувствие всегда отменные;

- обеспечивается максимально продуктивная коммуникация с социумом – это следствие силы покоя;

- эта сила есть не что иное, как накопленная саттвичность;

- используя ее, адепт йоги переносит акцент на взаимодействие с окружающим миром не посредством вложения в него как можно большего количестваэнергии, но качеством своего внутреннего состояния!

- Реакция мира [его «ответ»] на наши действия зависит не только от того, что и как мы делаем, но в основном от того, в каком душевном [психоэмоциональном] состоянии при этом находимся;

- зачастую именно это является главным фактором, определяющим развитие событий, инициированных нами в окружающем мире. Не величина [степень] личных усилий, не их количество, не затраченные ресурсы и время, но исключительно качество внутреннего покоя;

- тем, кто посредством практики йоги этого уже достиг, объяснения не нужны;

- для тех, кто это не ощутил и не понял любые объяснения - пустой звук. Тем не менее, попытаюсь объяснить.

- Древнейший способ коммуникации млекопитающих – эмоции, первая сигнальная система.

- ее функционирование обеспечивают наиболее архаичные структуры мозга;

- у современного человека Запада эмоциональные проявления взяты под жесткий волевой контроль, подавлены и тщательно скрыты;

- однако это вовсе не значит, что тем самым исключено их скрытое влияние на межличностную коммуникацию;

- напротив – чем сильнее они подавляются, тем больше влияют на неосознаваемые аспекты поведения;

- в любой вербальной коммуникации кроме второй сигнальной системы незримо и мощно участвует первая;

- если речь адресована к сознанию собеседника с целью максимально эффективной передачи информации [либо ее сокрытия], то, хотим мы этого или нет, понимаем или нет – наше собственное эмоциональное состояние решающим образом влияет на восприятие собеседника и его ответные реакции;

- как правило, во время вербального общения происходит неосознанный обмен [взаимное заражение] эмоциональными состояниями;

- особенно сильно влияет на межличностную и социальную коммуникацию высокая степень «перегрева» подсознания [и, следовательно, напряжения и омраченности сознания]. Такие субъекты часто становятся источниками психоэмоциональных «инфекций» [или даже эпидемий, в связи с чем можно вспомнить Жанну Д’Арк], после общения с ними становится плохо и навсегда исчезает желание повторных встреч;

- у подавляющего большинства тех, кто живет с перегретым подсознанием и разбалансированной психоэмоциональной сферой мало шансов удачно реализоваться, поскольку из любого окружения [как бы часто его не менять] к ним автоматически притягиваются люди такого же психоэмоционального состояния. В этом контексте пословица «Рыбак рыбака видит издалека» имеет великий смысл. Бессознательное, подобно ракете с самонаводящейся боеголовкой, выхватывает из всего спектра возможностей только объекты, деформированные аналогично, иных не замечая вовсе;

- я располагаю достаточной личной статистикой для следующего утверждения: при прочих равных условиях позитивные результаты коммуникации с окружающим получает, как правило, тот, кто обладает высоким качеством душевного покоя [гармонии].

- Что же касается йоги – тут песня иная;

- практика асан и пранаям - это специфический «обжиг» тела и души в огне йоги, так гласит притча. Когда тело и душа очищены и закалены – приходят сиддхи. Не будем приводить здесь традиционный их перечень, остановимся только на силе;

- я не могу описать исчерпывающе, что происходит с человеком при ее появлении. Все в жизни начинает складываться наилучшим образом, человек всегда получает то, что ему надо. Подчеркиваю: действительно надо, но не хочется! Желания и действительные потребности – вещи очень разные. Если речь идет о хотениях, продуцируемых умом - сила не работает, она не по этой части.

- сила – это внутренняя гармония и покой, ничем не нарушаемая саттвичность, которая является истинным результатом йоги. Такое впечатление, что увеличился «удельный вес», твое простое присутствие [наличие в этом месте в данный момент времени] начинает ощутимо влиять на расклад событий и самочувствие тех, кто тебя окружает.

- если человек, получивший силу по сути своей светлый, то рядом с ним всем всегда легчает – по каким бы причинам не приходилось плохо;

- если темный [а такое, к сожалению, тоже бывает, достаточно вспомнить Гурджиева], то окружающие становятся сырьем для исполнения его желаний и реализации идей. И будет окружающим плохо. Но за это пользователю [утилизатору сущностей] придется когда-то ответить, если не в нашей жизни, то за ее пределами;

- мы говорим здесь в основном о типовой жизни человеческой, в пределах которой йога - не более чем фрагмент общей палитры бытия [специфическая деятельность в специально отведенное время], предназначенный для придания ей наивысшего качества, поэтому, когда приходит сила, она действует поначалу в достаточно узком кругу родных, друзей и знакомых. Человек перестает нуждаться в какой-либо поддержке, напротив - из потребителей покоя он становится его генератором, переходит в категорию опор, жилеток для слез, источников подпитки, железных дровосеков.

- сколько не отдаешь силу окружающим, хотя бы просто для облегчения их состояния, она всегда возвращается многократно;

- когда приходит сила покоя, ученики йоги с удивлением отмечают: при выполнении какой-то сложной последовательности действий, запуске [инициации] какого-то события либо процесса успешность их развития [и зачастую позитивный результат] зависят только от его качества!

- даже если прогноз развития событий неблагоприятен, то устойчивость внутренней гармонии может переключить его в максимально благоприятное русло.

- Итак, даже бытие изначально здорового и уравновешенного человека посредством йоги приобретает гораздо более высокое качество, множество дополнительных бонусов и возможностей, включая продление жизни вообще и ее активного периода в частности;

В завершение опишем конечный алгоритм практики асан, который доступен к освоению лишь тем, кто полностью овладел технологией классической практики. Собственно пробовать могут все, в том числе и дилетанты, вреда не будет, но и полезного эффекта - тоже.

- Первое условие выхода в такой режим практики – полное и непрерывное расслабление мышц всего тела [не участвующих в сохранении формы асаны] вообще и брюшного пресса в частности;

- на входе в асану, пребывании в ней, выходе, паузе перед выполнением следующей – короче говоря, на протяжении всего занятия! – пресс должен сохраняться полностью расслабленным [конечно, за исключением тех поз, где именно он работает];

- мышцы брюшной стенки вообще не должны задействоваться в практике! Никаких изменений положения тела пресс «замечать» не должен;

- он пассивно участвует только в процессе дыхания, которое в асанах всегда остается свободным и спонтанным!

- при этом все движения по переходу из позы в позу автоматически становятся плавными и замедленными [двигаться порывисто или быстро просто не хочется];

- если это первое условие выполняется качественно, через какое-то время человек замечает, что рисунок дыхания изменился;

- оно становится легким, мелким [поверхностным] и редким;

- возникает особый его рисунок: короткий, едва заметный вдох, чуть длиннее – выдох, длинная пауза;

- и этот ритм тянется непрерывно и автоматически, словно неспешное перебирание четок;

- возможен и другой вариант: дыхательный цикл начинает удлиняться до такой степени, что практикующий в какой-то момент не в состоянии понять, что же, собственно, сейчас имеет место быть – вдох или выдох?

- при сгибании вперед целесообразно сделать [скорее это происходит даже само по себе] один обычный [более глубокий] дыхательный цикл – и в новой форме [в асане] дыхание сохраняет тот же рисунок и частоту, что и в промежутке между позами, в покое [хотя дыхательный объем в асанах, как правило, значительно меньший];

- на разгибании [раскручивании] происходит несколько спонтанных, более глубоких дыхательных циклов, и в исходном положении дыхание сразу же становится таким, как до выполнения асаны;

- иными словами оно перестает сбиваться вообще, словно вы ничего и не делаете!

- Если [когда] такое дыхание возникнет, нужно привязаться к нему вниманием [«отцепив» его от пресса];

- если прислушаться, то самопроизвольный короткий вдох звучит как «со», а чуть более длинный выдох – как «ахам»;

- на самом деле такое дыхание – это не что иное как естественная мантра «со – ахам», воспроизводимая телом;

- как известно, непрерывное повторение мантры есть Джапа;

- когда мантра повторяется самопроизвольно – это медитация, именуемая Аджапа-джапа;

- хотя в данном случае имеет место не полная медитативная неподвижность, но традиционная [выполняемая в статическом ключе] практика асан, включающая упомянутую выше мантру;

- эту мантру дыхания следует слушать!

- слушать неотрывно, и в асанах, и в паузах между ними;

- сознание при этом становится близким к просоночному, но искушения заснуть - не возникает, поскольку внимание непрерывно, но без какого-либо напряжения фиксирует дыхательный звук;

- когда рисунок дыхания начинает нарушаться – практику пора заканчивать;

- проведенная в таком состоянии [таким образом] практика асан влечет за собой замечательное самочувствие, а со временем - состояние, именуемое самтошей;

- сутра сорок девятая главы второй гласит: «При нахождении в ней [асане – В.Б.] практикуется пранаяма…»

- перестроившееся само по себе дыхание в асанах есть не что иное, как спонтанная пранаяма!

- итак, опираясь всего лишь на два постулата Сутр, мы естественно пришли к такому положению вещей, когда одновременно с физическими упражнениями йоги выполняется не только пранаяма, но и мантра. То есть выполнение асан практически становится медитацией – без каких-либо специальных [сознательных] усилий самого практикующего!

- Таким образом, трактовка практических аспектов йоги в Сутрах Патанджали отнюдь не устарела, а, напротив, дает ученику йоги неограниченные возможности самосовершенствования!

- Потому она и сохранилась в веках.

10.10.2006 – 9.01.2007 Хаммамет – Лангкави – Куала-Лумпур- Москва

Некоторые мысли относительно сутр:

Йога есть прекращение деятельности сознания.

Цель йоги, обозначенная в данных текстах со всей очевидностью, является, к тому же, ключом к ее постижению, достижение цели и есть основной предмет Йога-сутр. Прекращение деятельности сознания [относительное или специфическое на первых этапах] на самом деле сопровождает оба описанных этапа Бахиранга-йоги [асану и пранаяму], являясь условием [качественного] перехода от этапа к этапу. Взаимоотношение сознания и первых двух аспектов йоги [ямы и ниямы] также заслуживает отдельного внимания, но поскольку нуждается в более детальном рассмотрении сущности сознания, тем самым выходит за рамки рассматриваемой темы.

Асана есть неподвижная и удобная поза.

В Йога-сутрах нет описания отдельных поз, как нет и разграничения асан на медитативные и прочие. Из определения со всей очевидностью следует, что любая поза, в которой были достигнуты неподвижность и удобство является асаной. Все что этими качествами не обладает, асаной не является. По сути дела асана суть не форма тела, а специфическое состояние, которое обеспечивает устранение сознания из физического процесса ее выполнения и в результате достижения [телом] удобства и неподвижности. Именно это устранение [прекращение такой деятельности сознания] является условием выполнения [осуществления] асаны. Не случайно в следующей сутре читаем:

При полном снятии напряжения либо сосредоточении на бесконечном асана достигается.

Эти два критерия реализации асаны как раз и соответствуют устранению процесса физической телесной активности из всего содержания сознания. [Очевидно, проще всего и с наилучшим качеством это может быть реализовано на материале медитативных асан, в которых физический компонент сведен к минимуму, более сложные асаны требуют известного уровня мастерства]. Асана реализуется посредством отстраненного наблюдения за физическими процессами в теле [например, ощущениями] в результате чего этот процесс постепенно вырождается, опустошая пространство сознания. Когда асана освоена, может быть реализован следующий этап:

При нахождении в ней (асане) практикуется пранаяма, то есть прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Поясняя первую часть сутры, следует подчеркнуть, что важна, опять же, не форма асаны, а именно [ее] неподвижность и удобство, то есть необходимое состояние, в котором физическая активность в виде движения никак не представлена. Вторая часть, по сути, характеризует пранаяму, как прекращение деятельности сознания в аспекте дыхания. Смысл Бахиранга-йоги, таким образом, состоит в постепенном очищении ментального пространства или, другими словами, устранения сознания сначала из процессов грубой физической активности [асана], а затем и из более тонкой активности в сфере дыхания. Пранаяма реализуется таким же образом, что и асана - в результате отстраненного наблюдения за процессом дыхания. Когда этот процесс постепенно трансформируется и в итоге приобретает автономность от сознания можно считать, что пранаяма реализована. Это совершенно аналогично тому, как выполнение асаны телом становится автономным от деятельности сознания, которое при этом сохраняет лишь регистрирующую функцию.

Смысл пратьяхары как промежуточного этапа между Бахиранга и Антаранга йогой заключается в достижении автономности сознания от телесных процессов вообще. Сутры характеризуют пратьяхару следующим образом:

При отсутствии связи со своими объектами органы чувств как бы следуют внутренней форме сознания — [это и есть] отвлечение.

Когда сознание из телесных процессов [действий йоги] самоустранилось, может быть реализована цель Антаранга-йоги, то есть самьяма. В сущности, эти этапы являются детализированной последовательностью того, что происходит на каждом из предшествующих этапов Бахиранга-йоги. Иными словами, созерцание, концентрация и сосредоточение [которое есть не что иное, как реализовавшаяся способность сознания устраниться из процесса] актуализируются уже на этапе «асана». Именно при исключении сознания из физической деятельности [выполнения асан], и на этапе «пранаямы» при устранении его из области дыхания [Не случайно утверждается «Хатха-йога не может быть реализована без Раджа-йоги и наоборот»]. Они, однако, выделены и описаны отдельно, поскольку должны быть реализованы теперь уже на материале сознания, которое больше не обременено больше проявлениями сомы.

Обсудить статью на форуме >>