на главную  Йога Встреча Йога в России в XXI веке     

 

  Статьи > Крипалу йога

КРИПАЛУ-ЙОГА: МЕДИТАЦИЯ В ДВИЖЕНИИ.
Йога единства сознания

Статья из книги
«Руководство по подготовке учителей йоги Крипалу-йога центра»

Амрит Десаи


Амрит Десаи,
основатель Крипалу-йоги
или Медитации в движении

Крипалу-йога – или Медитация в движении появилась в результате спонтанного выполнения асан, благодаря пробуждению Кундалини у всемирно известного учителя Йоги Амрита Десаи. В Крипалу-Йоге формально есть три стадии. Первая стадия - преднамеренная практика обычной волевой йоги. Начинающий ученик фокусирует внимание на правильном выполнении асан, свободном дыхании и осознавании границ возможностей своего тела. Следующая стадия – «преднамеренный отказ» от воли. Последняя стадия - медитация в движении, когда отпускается контроль рационального ума после длительного удерживания асаны. Телу разрешают двигаться спонтанно, следуя за проснувшаяся праной.
Амрит Десаи назвал открытый им стиль йоги в честь своего учителя Свами Крипалвананда – Крипалу-йога или Медитация в движении ( www.kripalushop.org ).
Растущий интерес к оздоровлению сделал очень популярной Хатха-Йогу. Мощное влияние Йоги и многообразие форм ее применения привлекло к ней миллионы людей всего мира. Благодаря научному изучению воздействия Йоги на человека, она получила высокую степень доверия. Йога стала применяться даже в консервативных деловых и научных кругах.
Вместе с быстрорастущей популярностью, изменялось качество практики и глубина практики Йоги, что позволило удовлетворить потребности людей в различных областях деятельности. Йога стала использоваться в физиотерапии и в других областях медицины, в бизнесе, споре, танцах, для личностного роста и в различных оздоровительных программах. Появились адаптированные и модифицированные варианты для использования в школах, оздоровительных центрах, клиниках неврозов, реабилитационных центрах для алкоголиков и наркоманов и даже для использования в тюрьмах.
Хатха-йога внесла значительный вклад в дело оздоровления населения. Сейчас стало очевидным, что как Йога изменила Запад. Однако Запад тоже изменил Йогу. Упражнения йоги применялись настолько успешно в различных областях, что она стала восприниматься многими людьми все больше и больше просто как физическая дисциплина. Но йога – это нечто большее. Она глубока и обширна как сама жизнь. Выполнять асаны без осознавания их глубочайшего духовного значения, это все равно, что использовать самолет как обычную машину, не зная о его способности к полету.
И сейчас настало время узнать более глубокие измерения йоги.
На пороге XXI века мы отчетливо видим, что озабоченность человека своим здоровьем, как правило, приводит его к необходимости духовного развития. Поэтому, все больше людей пробуждаются для духовного роста. Сейчас все больше и больше людей готовы к осознанию духовной составляющей практики йоги. Эта тенденция отражается в изменяющихся заголовках книг, журналов, популярных семинаров, и многих системах философии и психологии.
Я преподавал йогу на Западе с начала 60-х. Среди учителей йоги и тысяч практикующихся я всегда видел растущий интерес к более глубокому пониманию йоги. Я неоднократно слышал от тех, кто замечательно научился выполнять асаны, что они не знают, куда идти дальше, что их занятия становятся все менее интересными или даже скучными.
Развитие нового целостного (холистического) подхода к практике йоги, который я назвал «Крипалу-йога или Медитация в движении» - это мой вклад в возрождение изначального духа йоги.
Я посвятил всю свою жизнь интеграции подлинных, корневых принципов йоги в популярные практики асан Хатха-йоги. Я надеюсь, что Крипалу-Йога станет новым вдохновляющим толчком и вызовом для желающих увеличить глубину знаний, расширить границы своего восприятия и возродить любовь к занятиям йогой, которую человек испытали в самом начале практики.
Йога – это совершенная (законченная) система. Крипалу-йога - это не новое изобретение, а современный (инновационный) подход, интегрирующий древние ценности и принципы йоги в стиль, который можно легко понять и применить в нашем современном образе жизни.
Развитие моего нового подхода к практике Хатха-Йоги было не результатом интеллектуальных размышлений. Он стал возможным благодаря глубокому духовному опыту Кундалини - пробуждения праны - в 1970 году. Этот опыт глубочайшим образом изменил мою жизнь и полностью видоизменил мое восприятие и практику Хатха-йоги. К тому времени я уже был хорошо известным учителем йоги. Я был основателем одной из самых крупных организаций йоги в Америке, где обучались практике йоги примерно две тысячи студентов каждый семестр. И я осознал, что не знал истинной глубины йоги до момента пробуждения Кундалини. С того времени я начал создавать Медитацию в движении или Крипалу-йогу.
Значение слова йога и цель практики – это придти к опыту единства тела, сознания и духа.
Наше тело существует как река жизни, сотворенная из ритмических пульсаций. Наши мысли, пусть даже и неосознанные, могут заблокировать течение энергии. Практикуя асаны Хатха-йоги, невозможно разделить интеллектуальную составляющую практики от физической. Наше умственное и эмоциональное состояние оказывают сильнейшее влияния на каждое движение тела в асане, что формируют внутренний более тонкий аспект практики йоги.
В соответствии с определением Патанджали, признанным авторитетом в йоге: «Йога это прекращение или остановка умственных усилий».
Другими словами, если ваш ум взбудоражен во время исполнения асан, ваше тело, ум и дух не интегрированы.
Поэтому важнейшее значение в Крипалу-Йоге отводится не столько физическому, а внутреннему аспекту практики.
Внутренняя осознанность имеет глубокое значение в практике асан. Ни одна духовная практика не может происходить без этого компонента.
Когда мы выполняем асаны Хатха-Йоги в состоянии глубокой концентрации нашего ума и осознанной медитации, как мы делаем это в практике Крипалу-Йоги, то это дает нам больше возможностей, чем физические упражнения на уровне тела. Но это еще не все. В конечном итоге Крипалу-Йога объединяет асаны, пранаяму (управление или контроль энергии с помощью дыхания), пратьяхару (визуализацию внутреннего внимания), дхарану (концентрацию) и дхияну (медитацию). Только такая практика, объединяющая тело, ум и дух является целостной или холистической.
Если практика упражнений не является целостной – то это не йога.
Даже восьми ступенчатая или Аштанга-йога часто практикуется прямолинейно. Сам термин «ашта» означает - восемь «анга» - конечность. Это означает, что эти восемь шагов йоги не должны практиковаться в отдельности. Как отдельные части (конечности) нашего тела комплементарно (гармонично) сочетаются с другим частям тела, обслуживая тело целиком, так и каждая отдельная часть Аштанга-Йоги должна практиковаться целостной системой, служа главной цели практики йоги – самадхи. Это опыт единения, в котором отдельная душа (индивидуальность) сливается с космической душой. Это опыт единения Пуруши и Пракрити, Шива и Шакти.
Мы должны высевать (закладывать) семена единения.
Поскольку конечная цель занятий йогой – это самадхи, то нам нужно практиковать таким образом, чтобы избавится от чувства внутренней разобщенности (ощущаемой как конфликт, отсутствие уверенности, страх, вина, стыд или грех и т.п.). Избавление от чувства отчуждения от внутреннего « Я» это интегральная часть каждого этапа холистической практики йоги, начиная с самого первого шага.
Крипалу-йога разработана таким образом, что на всем протяжении практики, начиная с первого шага в изучении асан Хатха-йоги и до финального опыта Медитации в движении, идет углубление интеграции тела, сознания и Духа. При этом мы не ожидаем конечного момента в этом путешествии.
В любой духовной практике, для получения желаемого в итоге, необходимо заложить в самом начале семена. Если вы хотите собрать урожай манго, то должны посадить семечко манго. Если вы практикуете йогу с конечной целью единения, то должны посеять семя этого единения и взращивать внутренний процесс единения.
Это означает, что даже начальная физическая практика асан должна сопровождаться внутренним осознанием.
Осознанное внимание является интегративным принципом йоги. Это как раз то, что делает практику Хатха-йоги духовной.
Множество наших физических, ментальных и эмоциональных травм спрятаны в нашем подсознании. Когда мы сталкиваемся с нашими физическими, ментальными или эмоциональными блоками, то срабатывает реакция нашего подсознания, которое оказывает сопротивление такому опыту или старается его игнорировать.
В состоянии осознавания себя в каждый данный момент мы учимся проживать такой опыт нашего тела без реакции. Это объективно позволяет нам как глубже войти в асану, так и осознать физические, ментальные или эмоциональные блоки в нашем теле.
Терапевтический эффект от практики асан Хатха-йоги не является единственной целью Крипалу-йоги. В то же время, практика начинается с работы с телом, так как физическое здоровье является фундаментом или основой духовности.
Когда происходит растворение умственного и эмоционального напряжения и беспокойства, то высвобождается огромное количество жизненной энергии. Тогда прана спонтанно несет исцеление и приостанавливает процесс старения. Все системы организма омолаживаются, укрепляется иммунная и нервная система.
Каждый день, каждое занятие, в результате работы над различными уровнями напряжения, стресса, боли или бессознательного сопротивления, вы постепенно вбираете в себя эти внутренние исцеляющие процессы, которые дают возможность пробудить более высокие центры сознания.
В Крипалу-йоге тело священно.
Со своим телом необходимо устанавливать и поддерживать глубокие, интимные отношения. В Крипалу- Йоге вы познаете свое тело через ощущения и переживания. Любое ощущение является сакральным и значимым. И каждое занятие проводится в состоянии внутренней молитвы, что позволяет открывать глубинные, сакральные ценности, входящие в практику Крипалу-Йоги. Это задает особый духовный или священный тон практике асан.
В Крипалу-йоге ваше тело становится храмом, в котором вы пробуждаете присутствие божества. Ваша любовь открывает этот храм. Такая форма сосредоточенности и намерения может вывести вас на новый опыт не только во время практических занятий, но и в реальной жизни.
«Я открыл сердце, чтобы узнать божество, находящееся в моем теле. Я осознал, что мое тело – храм божественного; что я не только это тело, но и сам дух наполняющий это тело».
«Когда я выполняю какое-либо движение, выполняя асану, я двигаюсь по сакральной территории. Я двигаюсь с глубочайшим уважением по отношению к своему телу. Я осознаю, что это возможность отпустить любой страх неудачи, страх увидеть себя другим в каждый данный момент. Это создает условия для снятия блоков в моем физическом, ментальном и эмоциональном теле, которые не дают мне возможности реализовать мою внутреннюю божественную сущность».
«Благодаря такой практике Йоги, сейчас я открыт к развитию уважительных, полных любви отношений с моим собственным телом. Мое намерение – полностью осознавать себя в собственном теле».
«На занятиях я все делаю на 100% в каждой позе, в каждом движении, концентрируя все свое внимание и осознанность на переживание момента « здесь и сейчас» - мистического момента единения тела, ума и Духа».

Три этапа Крипалу Йоги.
Те, кто раньше практиковал любой стиль Хатха-йоги, в какой-то степени интуитивно практиковали и Крипалу-йогу (волевая йога, сочетающаяся с тотальной сдачей себя проснувшейся энергии). Тем не менее, всем необходимо четко понять принцип волевой йоги и принцип сдачи себя в руки Высшей Силы и затем интегрировать это или ввести эти принципы в свою повседневную практику.

Первый этап: Волевая, осознанная практика.
Сознательное использование воли целиком сосредоточено на внутреннем пробуждении больше чем на внешних достижениях. Тренировка воли в сочетании с осознанностью – это подготовка движения в направлении отказа от воли.
Любая активность, мотивированная страхом, чувством вины или необходимостью доказывать, искать поддержки или одобрения не является волевой. Акт воли идет из глубины твоей сути или центра Хары внизу живота. Тогда этот акт воли служит этой сути и посвящен ее развитию.
На первом этапе вы учитесь придавать особое внимание устойчивости и деталям асаны.
Так же вы учитесь расслабляться в асане, двигаться медленно, дышать глубоко и осознанно идти дальше, за пределы первого ощущения физического дискомфорта усилием воли, но без насилия и агрессивности.
Уже на первом этапе нужно стараться поддерживать равновесие и устойчивость в выполняемой асане, хотя бы и не очень долго. Разрешите вашему телу медленно двигаться в новых условиях, достигая напряжения, которое не всегда относится к главному фокусу определенной асаны.
Следующие принципы необходимы для успешной практики первого этапа.
1. Фокус на выстроенности асаны.
Удержание внимания на выстроенности вашей асаны не должно означать поиска совершенства в выполнении асаны. Это означает изучение правильной формы асаны, наилучшей для вашей физической формы и возможностей вашего тела, для того чтобы можно было избежать травм и получить максимальный положительный эффект.
2. Практикуйте с волей, но без насилия.
Хотя мы всегда идем по направлению к наибольшему физиологическому воздействию, будучи тотально сфокусированы на деталях и приемлемой выстроенности тела в асане, это не должно происходить с насилием. Это не должно быть борьбой или войной с собственным телом. Тело тренируется с любовью, осознанно. Это позволяет нам превысить или перейти собственные физические, умственные и эмоциональные границы без реакций борьбы.
3. Примите ограничения, существующие в вашем теле. Ваше внутренне путешествие начинается с этого места.
Принятие себя снимает беспокойство мыслей и эмоций, возникающих из-за самокритики, сравнения и соревнования с самим собой. Это делает спокойным ум, который в свою очередь расслабляет тело.
Принятие себя также означает принятие любого сопротивления, страхов и ненадежности, которые могут возникать в процессе практики. Только поддержание полного внимания во время выполнения асан будет лучшим расслабляющим методом.
4. Учитесь внутреннему вниманию. Это более ценно, чем быть настроенным на соревнование, внешние достижения или собственный имидж.
Когда вы ловите себя на соревновании с самим собой или самокритику, ваша практика становится внешней и удерживает вас от внутреннего фокуса. А направленность внимания вовне рождает новые внутренние конфликты и разобщенность. К примеру, когда вы учитесь выполнению головоколенной позе и останавливается в определенной точке, вы можете заметить эмоциональное изменение мысли как, например: «Я бы хотел сделать это получше. Этот и тот делают эту асану намного лучше, чем я». Это ваша неосознанная реакция, и она удерживает вас от вхождения в целостное осознание и опыт Йоги.
Когда вы разрешаете себе идти вперед без страха, отпуская сопротивление боли, вы начинаете продвигаться в более глубокие слои стресса в вашем теле. Для этого, в момент, когда вы замедляете движение от возникшей боли или сопротивления, вы начинаете дышать глубже и расслабляетесь. Именно в этот момент вы вступаете в новые области вашего тела.
После того, как вы научились выполнять асаны, вы, продолжая углублять практику, учитесь замедляться. Замедление движений играет очень важную роль в изучении новых элементов осознанной уверенности.
Ваше исследование собственного тела становится более глубоким. Вы переживаете ранее не замечаемые ощущения в вашем теле. Медленные движения также позволяют вам сделать их осознанными. Вы можете заметить, где ваш ум отвлекается от того, что происходит и вернуть ваше внимание на ваш внутренний опыт. Все это обеспечивает вам место для усиления связи с вашим телом.
В Крипалу-Йога вы учитесь выходить за собственные старые границы, созданные страхом испытать боль.
Полное внимание придайте следующим пунктам во время выполнений асан:
1). Когда вы достигли предела физического дискомфорта в данной асане, расслабьтесь в этой позиции.
2). Продолжайте глубоко дышать и медленно продвигаться в глубь асаны, удерживая равновесие и правильное положение тела в асане. Напряжение в асане всегда заставляет вас сдерживать дыхание. Тогда как глубокое дыхание помогает вам высвободить напряжение.
3). Во время выполнения асаны оставайтесь осознанным. Вновь и вновь фокусируйте ваше внимание на деталях .
4). Сознательно расслабляйте те области, где чувствуете дискомфорт.
5). Примите и уважайте пределы возможностей вашего тела, а не боритесь с ним. Но, принимая эти границы, не отступайте назад из-за страха, хотя и не рвитесь с усилием ему на встречу. Работайте с ними сознательно и методично.

Второй этап: Воля и отказ от волевого усилия.
Когда вы научились осознанно выполнять асаны с учетом собственной гибкости, вы готовы ко второй части. Здесь вы учитесь, как отвлечь внимание от внешних объектов (пратьяхара) и фокусироваться только на внутренних, ощущениях тела (дхарана концентрация). Это вам дает возможность входить в глубокие слои бессознательного, где скрыты старые эмоциональные или ментальные травмы или прошлый болезненный опыт.
На втором этапе продолжаем интегрировать все основные положения 1-й стадии, и увеличиваем время нахождения в асане.
Когда вы увеличиваете время нахождения в асане, вы входите в область бессознательных страхов и сопротивления. Находясь осознано в асане, вы можете пойти навстречу вашей природной привычке реагировать со страхом на то, что отзывается в вашем теле болью.
Ум полностью должен быть заполнен переживаниями, существующими в данный момент, в момент исполнения асаны, неважно в начале, середине или в конце асаны вы находитесь. Поддерживаете поток внимания, убежденности и наполняйтесь изменяющимися эмоциями, которые сопровождают каждое движение. Это ненарушенный поток внимания на ощущениях внутри тела замедляет деятельность рационального ума и увеличивает слияние тела и сознания.
Просто переживайте все ощущения без наклеивания ярлыков, т.е. без оценки, без вхождения в ментальный диалог, который создает внутренний стресс или самокритику. Все эти ментальные проекции должны постоянно отслеживаться и заменяться сознательным глубоким дыханием и расслаблением. Когда ваш ум говорит: «Боль! Сопротивляйся! Борись! Бросай это все», то вы должны просто сказать: «Расслабься, чувствуй, ощущай, делай это».
Когда вы расслабляетесь и оставляете внутренний диалог, вас постепенно будут поглощать или заполнять ощущения. Чем больше внимания вы обращаете на происходящее без оценок, тем больше секретов раскроет вам ваше тело.
Это наиболее мощный метод осознания заброшенных или забытых вами участков вашего тела.
Когда ваше внимание отвлеклось от внутренних ощущений, опять глубоко дышите и расслабляйтесь. Некий свидетель не даст возникнуть реакциям, которые создадут беспокойство в мыслях или чувствах.
Прана это мимика ума и эмоций.
Прана – энергия жизни – это естественная исцеляющая жизненная сила, лежащая в основе всех функции организма. Когда ум в беспокойстве, то и прана тоже. Когда ум сосредоточен, то и прана сосредоточена тоже.
Практическая польза практики асан возрастает с увеличением концентрации. Поэтому, направляя наше внимание на ощущения отдельных участков тела, мы увеличиваем практическую пользу асан. Если ваше внимание разбросано во время выполнения асаны, то и энергия тоже будет разбросана.
Например, в стойке на плечах внимание должно быть направлено на гланды и горло. Если ваше внимание не будет сосредоточено в этом месте, энергия будет рассеяна.
И наоборот, если внимание будет направлено на горло, то там будет концентрироваться исцеляющая энергия.
Дыхание - это самый мощный инструмент для достижения глубокого расслабления и осознанности.
Во время выполнения асаны, когда вы находитесь у границы ваших возможностей, есть опасность задержать дыхание. Это реальный показатель наличия стресса. Для того чтобы преодолеть, перейти эту границу очень важно сознательно расслабляться, и самый важный момент, показывающий сознательное расслабление- это свободное дыхание на вдохе и выдохе.
Есть моменты во время выполнения асан, когда необходимы задержки дыхания. Однако когда вы поймали себя на задержке дыхания, просто расслабитесь и дышите свободно, глубоко и осознанно. Используйте любую технику дыхания, к которой у вас есть естественная склонность.
«Как узнать когда выходить из асаны?»
Когда вы практикуете длительное нахождение в асане, то однажды вы зададите себе вопрос: «Как узнать где остановится, что бы не повредить себе?»
Однажды перейдя невидимые границы страха и чувств, вы узнаете реальные физиологические границы возможностей своего тела. Ты получишь реальный телесный опыт, когда тело скажет тебе «Сейчас. Сейчас время выйти из асаны».
С постоянной практикой ты узнаешь свой предел. Каждый раз, входя в асану, ты должен учиться переходить ментальные и эмоциональные границы, с уважением относясь к реальным пределам тела, которые могут меняться день ото дня.
Следовательно, никто кроме тебя не сможет сказать, когда остановится.
Крипалу йога – это метафора жизни.
Когда ты достигаешь, как тебе кажется, конечной точки в продолжительности удерживания асаны и сознательно держишь ее, ты учишься раздвигать собственное представление о своих границах и возможностях. И пересекая эти границы на занятиях, ты также учишься, как перешагивать границы страхов в реальной повседневной жизни.
Когда-нибудь жизнь поставит тебя в неудобную, болезненную ситуацию из которой очень захочется убежать или ответить агрессией. К примеру, находясь во взаимодействии с другими человеком и чувствуя себя обиженным, оскорбленным, неоцененным, критикуемым, ты автоматически принимаешь эту психологически неудобную «асану». В этот момент очень важно для тебя использовать уроки, полученные на йоговском коврике.
В каждом из нас есть подавленный опыт, хранящийся в темных подвалах подсознания, наподобие тлеющего огня. «Дым от этого огня» создает нам проблемы, мешает дышать и видеть. В тоже время, постоянное недовольство жизнью имеет терапевтическое значение. Снова и снова, оно выявляет непрожитый опыт, который нужно как бы вытащить на свет. Костер должен сгореть однажды, а не тлеть всю жизнь.
Чтобы это случилось, нужно отойти от мысленной оценки и погрузиться в ощущения, так же как делалось в асанах. Когда ты научишься применять осознанность в повседневных жизненных ситуациях, ты сможешь пройти через болезненный опыт продуктивно.
Осознанность повышает способность выдерживать стрессовые ситуации и эмоциональные стычки. Чем чаще ты используешь такую технику, тем сильнее ты увеличиваешь свою гибкость и устойчивость на эмоциональном уровне. Ты сможешь выдержать жизненные ситуации с все большим и большим принятием, надеждой, изобретательностью и пониманием. Крипалу-йога дает тебе возможность быть хозяином собственных мыслей, эмоций. Хозяином, а не рабом.
В повседневной практике, после того как вы завершили длительное пребывание в асане, разрешите телу двигаться спонтанно и безнасильственно по каким то внутренним направлениям, в движениях идущих прямо из тела.

Третья стадия. Распространение мудрости тела в медитацию в движения.
Практика первых двух стадий создает физические и умственные условия для пробуждения праны – в результате чего движения начинают идти от неосознанного первозданного функционирования на эволюционном уровне. Движения возникают в ответ на наши внутренние запросы без участия контроля разума. Такие движения, идущие от мудрости тела ведут к опыту медитации в движении.
Третья стадия финальная, где проявляется полное выражение Крипалу йоги. Здесь все правила и ограничения, которые были волевым усилием применены на ранних этапах, остаются позади. Асаны выполняются спонтанно, ведомые мудростью тела. Это могут быть знакомые вам традиционные асаны, или наоборот, ранее не виданные ни в какой книге. Их не надо подавлять, поскольку прана намного умнее, чем любая книга и знает точно, что необходимо вашему телу в данный момент. Выполняемые в этом случае асаны имеют абсолютно новое измерение. Они становятся Медитацией в движении, молитвой без слов.
Фокус внимания на этой стадии позволяет мудрости праны двигать ваше тело без сдерживания, без препятствий и без каких-либо манипуляций со стороны вашего ума.
На этой стадии, все, что было ранее изучено в книгах, традициях, у известных и авторитетных учителей о йоговских асанах и дыхательных практиках – отбрасываются. Остается только одно: внутренний проводник. Только одну книгу ты прочитаешь и последуешь ей – книге мудрости собственного тела. Ты обнаружишь, что, возможно, твое тело выполняет новые асаны, или известные тебе, но по другому. Финальная стадия – это когда ты учишься давать абсолютную свободу своей спонтанности. Когда тело является хореографом и дирижером собственных движений. Спонтанные движения становятся твоей внутренней потребностью. Когда эго создает собственные движения или изучает техники, конфликт с телом создает стресс и напряжение в теле. Когда же движение создается физически расслабленным телом, «с пустой головой», ты попадаешь в состояние глубокой медитации. Концентрация и медитация просто появляются сами собой.
В начале таких медитаций могут появляться мысли «Я делаю это происходящим или это происходит само по себе?», Продолжая занятия, ты увидишь, как тело двигается – новым способом, и множество вариаций новых асан возникают и в незнакомых комбинациях.
В результате такой практики возникает внутренняя уверенность.
Поток асан в Крипалу йоге – это не насильственный, гармоничный, сбалансированный поток, который появляются благодаря внутренней тишине.
Поток медитативен. Если нежно перетекать из одной асаны в другую, следуя мудрости тела, ты испытаешь чувство мира и покоя. В отличие от движений тела, внутренняя тишина растет прогрессивно до тех пор, пока ты полностью не впитаешь музыку движений созданных гармонией тела ума и праны.
Это творчество из ничего (из пустого ума) и мистического внутреннего источника. Сила внутреннего источника и мудрость тела, которые выше мудрости рационального ума пройдут через тебя. В эти моменты ты полностью живой, двигаешься с полным соответствием того, что нужно сейчас твоему телу. Ты чувствуешь, как будто окутан чем-то божественным, мягким и нежным.
Ты переживаешь опыт экстатичного единения с БОГОМ.


"Йогин Амрит Десаи, известный как Гурудев, внес неоценимый вклад в развитие Йоги в США и во всем мире. Он является основателем Крипалу-йоги.
Гурудев один из пионеров в США в области Йоги. Он является основателем самых больших организаций Йоги в США. Общество Йоги Пенсильвании и Крипалу центр Йоги и здоровья. В Крипалу центре постоянно проживают 350 человек. Оздоровительные и духовные программы центра ежегодно посещает 16000 человек. 180 учителей Йоги выпускает центр ежегодно, начиная с 1975 года. В стране действует 106 групп поддержки Крипалу-йоги.
Гурудев признанный духовный учитель, как в Индии, так и во всем мире за его благородную работу в области Йоги и распространении ведической культуры.
В 1971 году Амрит Десаи получил Шактипат Дикша от его Святейшества Свами Крипалвананда. В 1974 году он удостоен звания Доктора науки Йоги. Это очень редкое звание дается наивысшим авторитетам Йоги Индии. В 1975 году он получает титул Ачарья Правараха (Высочайший Духовный Учитель) университета санскрита в Индии. Титул Йогачарья (учитель учителей Йоги) Гурудев получает от своего учителя, затем от нескольких международных и духовных движений Индии. В 1987 году получает звание Вишва Йога Ратна (Бриллиант Йоги всего мира) от президента Индии".
Так писали об Амрите Десаи его ученики, пока он был духовным наставником и учителем Крипалу-йога центра.
В России Крипалу-йога почти неизвестна. В нашей школе мы используем принципы Крипалу йоги для выхода на уровень Спонтанной йоги.
Я прошел основной курс подготовки учителей в Крипалу-йога центре в 1991 году и дважды (1991, 1993 гг.) углубленный курс для учителей Крипалу йоги.
Особенности нашей школы в том, что я соединил техники Крипалу с концепцией Тантры и мягким стилем йоги с партнером Виктора ван Коутена и Анжелы Фармер. В нашей школе, для пробуждения эволюционной энергии трансформации (Кундалини-шакти), мы осознанно переходим границы возможностей своего тела, используя помощь партнера. Энергия в нашем стиле пробуждается сама за счет осознанного перехода границ возможностей тела. У нас никто никогда не знает заранее, когда и у кого из занимающихся произойдет пробуждение. Когда энергия пробудилась у одного из занимающихся, то может случиться пробуждение и у другого. В случае пробуждения энергии, остается только одна возможность – отпустить свое тело вслед за проснувшейся энергией Кундалини. Ее нельзя останавливать или подавлять. Другого варианта, кроме как позволить своему телу спонтанно двигаться вслед за проснувшейся энергией, просто нет. Проснувшаяся энергия его сразу отключает, оставляя только внутреннего свидетеля или «сознающего». Медитативное состояние сознания наступает само собой. Далеко не всегда в этом случае тело выполняет только асаны йоги. Это может быть спонтанный танец, перекаты по полу, спонтанное выполнение мудр, или замысловатые растяжки (подробнее см. книгу «Тантра – искусство любить». Изд. Старклайт, М., 2007 год). На этой стадии мы также используем помощь партнера, как правило, для страховки. Опытные студенты в этом случае могут выйти на уровень спонтанной йоги в совместном медитативном танце. Еще одно отличие заключается в том, что мы, осознаем важность связи энергии Кундалини с сексуальной энергией. Мы используем даосские и наши оригинальные методы генерации, контроля, управления и сублимации энергии. На стадии подготовки к возможному пробуждению Кундалини, мы специально активизируем энергию первого центра – Муладхара-чакру. На этой стадии также используется помощь партнера противоположного пола.
Более подробно о Медитации в движении и Спонтанной йоге можно будет узнать из книги «Спонтанная йога – танец Кундалини». (Книга готовится к печати).

Лев Тетерников


Обсудить статью на форуме >>